3.1. Определение границ рынка услуг почтовой связи

Правовые, организационные, экономические основы деятельности в области почтовой связи на территории Российской Федерации, порядок регулирования деятельности в области почтовой связи, правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услугами почтовой связи, подлежат регулированию на уровне законодательства Российской Федерации.

При этом в настоящее время законодательством Российской Федерации четко не определено разделение между услугами по доставке грузов и услугами по пересылке почтовых отправлений.

В связи с этим предприниматели, осуществляющие деятельность в данной области, самостоятельно определяют, в соответствии с какими нормативными правовыми актами они работают.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации в области связи оказание услуг почтовой связи требует наличия лицензии. При этом для осуществления деятельности по перевозке грузов, за исключением опасных грузов, лицензия не требуется.

Отсутствие четкого разделения услуг почтовой связи со смежными направлениями деятельности позволяет компаниям осуществлять лицензируемую почтовую деятельность без соответствующей лицензии, обосновывая это тем, что они оказывают, например, транспортно-экспедиционные услуги.

Данные обстоятельства не способствуют развитию рынка услуг почтовой связи, добросовестной конкуренции среди его участников, а также не позволяют оценить рынок почтовой связи в натуральных и стоимостных показателях.

Для решения данного вопроса в законодательстве Российской Федерации необходимо четко определить, что понимается под услугами почтовой связи, требования к почтовым отправлениям и правила работы на рынке услуг почтовой связи.

Под услугами почтовой связи следует понимать деятельность по пересылке (приему (сбору), обработке, перевозке, доставке (вручению)) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств от отправителя до адресата с использованием сети почтовой связи.

К почтовым отправлениям, за исключением почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронных документов, следует относить принятые оператором почтовой связи (третьим лицом по отношению к отправителю и адресату) от отправителя для пересылки адресату отправлений с письменным сообщением и (или) товарным вложением, находящихся в упаковке, обеспечивающей отсутствие доступа к вложению.

На упаковке почтовых отправлений должны указываться адресные данные отправителя и адресата.

Масса почтовых отправлений вместе с упаковкой не должна превышать 50 килограммов, а для тяжеловесных почтовых отправлений - 500 килограммов.

К почтовым отправлениям в электронной форме следует относить письма, пересылаемые в форме электронного документа с использованием информационной системы назначенного оператора почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Услуги по доставке грузов, не относящихся к почтовым отправлениям, не являются услугами почтовой связи и не регулируются законодательством Российской Федерации в области почтовой связи.

При оказании услуг почтовой связи должно быть обеспечено гарантированное статьей 23 Конституции Российской Федерации право каждого на тайну переписки и тайну почтовых сообщений, которое может быть ограничено только на основании судебного решения.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны почтовой связи в силу закона и несут за это предусмотренную законом ответственность - в этом заключается принципиальное отличие их деятельности от деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих клиентам похожие услуги (например, по перевозке грузов), но не обеспечивающих в силу закона аналогичную тайну при перевозке грузов.

Кроме того, необходимость обеспечения тайны связи обуславливает различия в производственно-технологических процессах операторов почтовой связи и других хозяйствующих субъектов, занимающихся схожей деятельностью.

При этом выбор клиента в пользу оператора почтовой связи или грузоперевозчика может определяться его желанием воспользоваться возможностью осуществить доставку отправления с письменным или товарным вложением с условием обеспечения тайны связи или без такого условия.

Таким образом, основным критерием, отличающим "почту" от "груза", является гарантированность в силу закона тайны связи при оказании услуг почтовой связи и отсутствие таковой при оказании услуг, связанных с доставкой грузов.