система бухгалтерского учета и отчетности является важным элементом экономики рыночного типа;
координация подходов и правил к формированию, представлению и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (предприятий) <*> имеет особое значение для защиты интересов собственников и инвесторов на всем пространстве СНГ;
--------------------------------
<*> В дальнейшем - организаций.
установление в СНГ минимальных единых требований к объему финансовой информации, подлежащей раскрытию общественности, будет способствовать сравнимости и сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций стран - членов СНГ;
бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать объективную и достоверную информацию о финансовом и имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности, признаваемую и одинаково интерпретируемую во всех странах - членах СНГ;
системы бухгалтерского учета и отчетности, принятые в странах - членах СНГ, исторически имеют много схожего, а также общие тенденции развития;
переход к рыночной экономике требует интеграции с международными стандартами бухгалтерского учета;
единые подходы к системе бухгалтерского учета и отчетности в странах - членах СНГ создают основу для развития аудита.
Страны - члены СНГ считают целесообразным:
осуществлять координацию регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций в своих странах;
сосредоточить главные усилия на согласовании подходов и правил формирования, представления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечив тем самым ее методологическую сопоставимость, признаваемость и одинаковую интерпретацию во всех странах - членах СНГ;
установить единые минимальные требования к объему, содержанию и формам бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой пользователям, принимая во внимание возможность установления упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;
распространить действия "Основных принципов" на все юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством страны - члена СНГ;
установить единые минимальные требования к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивающие ее объективность и достоверность.
Исходя из вышеизложенного, страны - члены СНГ договариваются о следующих основных принципах бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним <*>.
--------------------------------
<*> Обозначения совокупности документов, названных в пункте 1 настоящих Основных принципов, термины "бухгалтерская отчетность" и "финансовая отчетность" считаются равнозначными.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть полезна пользователям. К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся настоящие и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительственные учреждения, общественность и другие заинтересованные пользователи. Они используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для удовлетворения различных потребностей в информации, в том числе:
а) инвесторы (лица, предоставляющие капитал, и их консультанты) заинтересованы в информации, которая поможет определить, следует ли покупать, держать или продавать акции, каковы риски, связанные с инвестициями, и доходность инвестиций. Акционеры заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды;
б) работники и их представители заинтересованы в информации о стабильности и рентабельности работодателей, способности организации обеспечивать их заработной платой, социальными пособиями и возможностью дальнейшей работы;
в) кредиторы заинтересованы в информации, которая позволяет определить, будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены вовремя;
г) поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в информации, которая дает возможность определить, будет ли сумма, которая причитается им, выплачена вовремя;
д) клиенты заинтересованы в информации о непрерывности деятельности организации, особенно когда они имеют долгосрочные соглашения или зависят от данной организации;
е) правительства и правительственные учреждения заинтересованы в информации, необходимой для регулирования деятельности организаций, определения политики налогообложения, а также для расчета национального дохода и других аналогичных статистических показателей;
ж) общественность заинтересована в информации о направлениях развития и достижениях организации, сферах ее деятельности.
3. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако руководство организации имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой дополнительной информации определяются руководством организации.
4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
Достоверной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, подготовленная исходя из правил бухгалтерского учета и отчетности, установленных в стране - члене СНГ. Страны - члены СНГ признают необходимость осуществить меры для перехода к интерпретации достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из качества картины финансового положения организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период.
Если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности применение настоящих Основных принципов недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации включаются соответствующие дополнительные данные.
обособленности имущества - имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций;
непрерывности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения деятельности;
осмотрительности - обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования;
нейтральности - бухгалтерская (финансовая) отчетность не должна делать акцентов на удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.
6. Информация, включаемая организациями в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности применимо требование значимости (существенности) информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей