Таблица 8. Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)

Таблица 8

Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС

и Евразийского экономического союза (% налоговых

доходов к ВВП)

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

39,17

35,04

34,62

37,26

37,67

36,62

36,64

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

32,34

30,28

29,32

30,10

30,90

31,21

30,39

Армения (с 10.10.2014)

20,48

20,87

21,22

22,09

22,31

23,67

23,55

Беларусь

50,68

45,78

41,59

38,76

40,53

41,95

41,84

Казахстан

28,30

22,14

23,94

27,70

26,92

25,26

25,63

Киргизия (с 01.05.2015)

29,91

32,32

30,54

31,84

33,82

33,94

30,51

Средняя по БРИКС (кроме России)

27,18

26,32

27,12

27,80

28,56

28,65

28,45

Бразилия

36,73

34,82

37,10

36,95

38,12

37,87

38,19

Индия

19,71

18,52

18,82

18,71

19,48

19,76

19,47

Китай

22,65

23,83

25,08

27,68

28,36

28,18

27,36

Южная Африка

29,62

28,10

27,46

27,87

28,30

28,77

28,80

Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org).

При анализе и сопоставлении показателей налоговой нагрузки в разных странах и их объединениях необходимо иметь в виду, что методики расчета таких показателей могут отличаться: показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации по данным Международного валютного фонда (2013 год - 36,62%) отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2013 год - 34,11%). Это связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключение - Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).

Сам по себе этот факт может свидетельствовать о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах, даже с учетом того, что, как было отмечено ранее, существенная часть налоговой нагрузки в России приходится на нефтегазовый сектор (в Казахстане и многих других странах доходы от добывающего сектора также в значительной степени формируют налоговые доходы бюджетов).

Однако, во-первых, инвестиционная привлекательность Российской Федерации для ведения предпринимательской деятельности формируется не только за счет абсолютного уровня налоговых изъятий и, как показано в следующем разделе, в целом налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России улучшаются. Во-вторых, в рассматриваемых странах сильно различаются условия, определяющие уровень расходных обязательств бюджетов - охват граждан системой пенсионного, социального и медицинского страхования и уровень социальных расходов, масштаб необходимых затрат на обеспечение обороноспособности и безопасности страны, расходы на создание и поддержание необходимой инфраструктуры и т.д.

Несмотря на эти обстоятельства, именно исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).