8. Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков
В рамках обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 года считаем целесообразным рассмотреть вопрос о продлении на период до 1 января 2019 года действующее в 2015 году ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН.
Одновременно с учетом итогов уплаты налога на прибыль организаций по консолидированным группам в 2014 году в период действия указанного ограничения с участием представителей субъектов Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации предлагаем сформулировать набор мер по реформированию КГН с тем, чтобы этот механизм не только способствовал справедливому распределению доходов от налога на прибыль организаций между региональными бюджетами, но и не создавал неопределенности при планировании бюджетов субъектов Российской Федерации, а также возможности для управления своими налоговыми обязательствами для крупных холдингов. Речь идет о доработке действующего механизма по следующим направлениям:
- особенности формирования КГН, в частности, в отношении состава участников;
- перечень условий для создания КГН, которые должны выполняться в течение всего периода действия группы, а также условий, которые должны соблюдаться только при создании КГН;
- порядок внесения изменений в договор о создании КГН в случае реорганизации ее участников;
- механизм смены ответственного участника КГН, порядка передачи полномочий от прежнего ответственного участника КГН к новому ответственному участнику, в частности, по вопросам представления налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и их уточнений, уплаты налога (авансовых платежей) и взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, проведения контрольных мероприятий и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
- порядок распределения налога на прибыль организаций для уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения участников КГН и их подразделений;
- процедура перерасчета налоговых обязательств, возникших до момента создания КГН;
- порядок зачета ответственным участником КГН налога, уплаченного участниками группы за пределами Российской Федерации;
- применение участниками КГН ставки налога, установленной законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков с одновременным анализом изменения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, что позволит учесть влияние пониженных ставок налога на прибыль организаций, установленных субъектами Российской Федерации, на изменение поступлений налога в целом по консолидированной группе по сравнению с индивидуальной уплатой налога;
В то же время ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на повышение эффективности КГН с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений, предлагаем рассмотреть уже сегодня.
Речь идет о следующих нововведениях:
1) Предлагаем обеспечить доступ должностных лиц финансовых органов субъектов Российской Федерации к некоторым сведениям о налогоплательщиках, входящих в состав КГН, которые в настоящее время составляют налоговую тайну.
Это позволит учитывать фактические и прогнозные данные о перераспределении налоговой базы при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что речь не идет о доступе к регистрам налогового учета участников КГН и участии органов власти субъектов Российской Федерации в налоговом контроле за деятельностью налогоплательщиков, входящих в группы, - предлагается закрепить ограниченный перечень показателей (например, данные налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций участников группы, включая показатели доходов и расходов по отдельным участникам), на основании которых осуществляется бюджетное планирование.
2) Считаем необходимым ввести ограничения на частоту внесения изменений в состав участников КГН. В частности, предлагаем установить, что группа должна создаваться на срок не менее 5 лет, вновь включаемые в группу участники не могут быть исключены из нее ранее чем через 5 лет после включения, а исключенные участники - не могут быть включены обратно в состав группы ранее чем через 5 лет после исключения. Одновременно необходимо предусмотреть механизмы, предотвращающие обход предлагаемых ограничений через процедуры реорганизации организаций (присоединение, выделение, ликвидация и т.д.).
С учетом введения указанных ограничений полагаем возможным не продлевать после 1 января 2016 года ограничение на включение в действующие КГН новых участников, установленные Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3) Внести изменения в правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам, направленные на их смягчение в тех случаях, когда применение трансфертных цен не приводит к серьезному перераспределению налоговой базы между регионами (более подробно рассмотрены в соответствующем разделе Основных направлений). Это позволит несколько нивелировать эффект от продления ограничения на создание новых групп (в случае его принятия).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей