I. Общая характеристика и современное состояние правоотношений в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий

I. Общая характеристика и современное состояние

правоотношений в сфере увековечения памяти жертв

политических репрессий

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.06.2024 N 1564-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей. Это предусматривает создание необходимых социальных и экономических условий для инновационного развития страны, конструктивного взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", ведущая роль в развитии страны в качестве правового социального государства отводится соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, защите достоинства граждан Российской Федерации.

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире национальными интересами Российской Федерации на современном этапе являются:

сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;

укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.

Работа по реабилитации жертв политических репрессий инициирована руководством СССР в 1953 году. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." объявлена всеобщая амнистия, которая в последующем в том числе привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований.

Следующий этап реабилитации начался в конце 80-х годов XX века и был связан с политикой гласности эпохи перестройки, которая инициировала общественную инициативу по вопросу реабилитации, а также обращение к рассекреченным архивным документам. Правовой базой дальнейшей работы по реабилитации репрессированных стали Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", а также были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" принята конституционная норма, согласно которой Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды.

Историческая правда формируется на основе изучения архивных документов, иных исторических источников, свидетельств очевидцев событий, мнений и высказываний экспертов, а ее защита носит характер общенациональной декларации, констатирующей итоги исторического прошлого и уточняющей статус Российского государства на будущее.

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2023 г. N 817 "О создании автономной некоммерческой организации "Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации" в целях сохранения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти создана автономная некоммерческая организация "Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации".

Таким образом, процесс реабилитации прошел несколько этапов, которые отвечали стратегии внутриполитического развития нашей страны. В настоящее время продолжается работа по реабилитации репрессированных в соответствии с конституционным принципом сохранения исторической правды.