Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ФАС России от 12.08.2015 N АК/41946/15 "Об утверждении Методики измерений соотношения уровня звука громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 12 августа 2015 г. N АК/41946/15

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ИЗМЕРЕНИЙ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА ГРОМКОСТИ РЕКЛАМЫ

И СРЕДНЕГО УРОВНЯ ГРОМКОСТИ ПРЕРЫВАЕМОЙ РЕКЛАМОЙ

ТЕЛЕ- И РАДИОПРОГРАММЫ

ФАС России в связи с вступлением в силу с 03.08.2015 Приказа ФАС России от 22.05.2015 N 374/15 "Об утверждении Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы" (далее - Методика) сообщает.

Указанная Методика разработана во исполнение положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" и определяет порядок и критерии установления соответствия уровня громкости звука рекламы, сообщения о последующей трансляции рекламы и анонсов над средним уровнем громкости звука прерываемой ими теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи.

Согласно части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи.

При этом, в силу части 16 статьи 14, а также части 14 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" требования части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 указанного закона распространяются также на информацию о телепередачах или радиопередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу или радиоканалу (далее - анонсы), сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иной информации о данной телепрограмме или радиопрограмме.

Нормы части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" предусматривают возможность выявления антимонопольными органами превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, так и в результате проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о рекламе в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона "О рекламе".

Таким образом, антимонопольные органы осуществляют надзор за соблюдением соответствия уровня громкости звука рекламы уровню громкости прерываемых ею теле-, радиопрограмм или теле-, радиопередач как в ходе мониторинга телерадиовещания, так и в рамках осуществления плановых и внеплановых проверок, в том числе при поступлении соответствующих обращений юридических и физических лиц.

Обращаем внимание территориальных органов, что осуществление записи трансляции телеканала или радиоканала в рамках надзора за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы осуществляется именно сотрудниками антимонопольных органов. Таким образом, в случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммы, в целях проверки фактов, изложенных в обращении, территориальным органам следует самостоятельно осуществить запись соответствующего теле-, радиоканала. При этом записи, приложенные к обращению, не принимаются для проведения проверки измерения.

Стоит также отметить, что Методика не содержит требований к месту осуществления записи теле-, радиопрограмм, позволяя осуществлять такую запись в любом населенном пункте Российской Федерации.

Запись телепрограммы или радиопрограммы должна содержать как минимум один целый блок рекламы или анонсов, содержащий в себе только полные рекламные сообщения или анонсы.

При этом длительность каждого дорекламного и пострекламного фрагмента должна в обязательном порядке составлять не менее 5 минут. В случае, если длительности дорекламного и пострекламного фрагмента в записи составляет менее 5 минут, такая запись не подлежит измерению на соответствие уровня громкости звука рекламы среднему уровню громкости звука прерываемой ею телепрограммы (радиопрограммы), телепередачи (радиопередачи).

Для целей осуществления оперативного контроля уровня громкости перенаправляемых в ФАС России записей теле-, радиопрограмм ФАС России просит территориальные органы одновременно с направлением непосредственно записей теле-, радиопрограмм также направлять фрагменты данной записи, подготовленные к измерению, а именно:

- отдельно дорекламный фрагмент, продолжительностью не менее 5 минут;

- отдельно пострекламный фрагмент, продолжительностью не менее 5 минут;

- отдельно полный блок рекламы или анонсов.

Для выделения фрагмента записи определенной продолжительности из записи вещания теле-, радиоканала большей продолжительности можно воспользоваться, например, свободно распространяемой программой видеоредактора VSDC Free Video Editor (http://www.videosoftdev.com/ru/free-video-editor/download).

Запись телепрограммы или запись радиопрограммы используется в незашифрованном виде, в виде медиа-файла, записанного с некомпрессированным аудиосопровождением в формате РСМ, с частотой дискретизации 48 кГц, формат видеосопровождения может быть MPEG-2/MPEG-4. Медиа контейнер для видеозаписи - AVI, для аудиозаписи - WAV. Видео и звуковые составляющие записи должны воспроизводиться на ПЭВМ совместимых системах под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows с помощью программного обеспечения, распространяемого под свободной лицензией.

Удостовериться в правильности формата записи можно с помощью, например, свободно распространяемого программного обеспечения "Медиаинфо" (https://mediaarea.net/ru/MediaInfo).

Обращаем внимание территориальных органов, что согласно пункту 4 Методики для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи источником записи может являться сигнал:

- эфирного аналогового вещания,

- эфирного цифрового вещания,

- аналогового кабельного вещания,

- цифрового кабельного/IPTV вещания.

Следовательно, запись теле-, радиопрограммы должна осуществляться из одного из таких источников. Запись трансляции теле-, радиоканала с экрана телевизора с помощью видеозаписывающих средств не является получением записи из указанных в пункте 4 Методики источников сигнала.

Для осуществления записи теле-, радиопрограммы аналогового вещания в территориальных органах рекомендуется установить и использовать ТВ тюнер для приема аналогового телевидения.

В ФАС России имеется единственный на данный момент в системе антимонопольных органов аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

Соответственно, записи и фрагменты записей теле-, радиопрограмм, подготовленные территориальными органами ФАС России в соответствии с пунктом 5 Методики, передаются в ФАС России без каких-либо изменений с сопроводительным письмом для последующего измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

При этом в сопроводительном письме в обязательном порядке должны быть отражены все сведения, указанные в пункте 4 Методики, а именно:

- наименование телепрограммы или радиопрограммы, запись которой передается;

- дата и время, в которые была произведена запись;

- населенный пункт и субъект Российской Федерации, в котором осуществлена запись;

- источник записи.

Передача записи телепрограммы или записи радиопрограммы из территориального органа в ФАС России может осуществляться как через внешний носитель информации, так и через электронные системы связи.

А.Б.КАШЕВАРОВ