I. Экономика в целом

1. Резидентские институциональные единицы, составляющие в совокупности экономику государства - члена Евразийского экономического союза (далее - государства-члена), группируются в 5 взаимно исключающих друг друга институциональных секторов:

а) нефинансовые корпорации;

б) финансовые корпорации;

в) государственное управление;

г) домашние хозяйства;

д) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

2. Группировка институциональных единиц по секторам осуществляется в соответствии с их функциональным назначением:

производство товаров и услуг;

потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека;

накопление в различных формах капитала.

3. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. Некоммерческие организации многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, другие практически являются частью органов государственного управления, а третьи занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.

4. Общепринятый подход к разделению секторов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящих Методологических пояснений, на подсекторы основан на критерии контроля и состоит в идентификации тех нефинансовых и финансовых корпораций, которые контролируются правительством, то есть государственных корпораций, и тех, которые контролируются из-за рубежа, то есть корпораций под иностранным контролем. Остальные корпорации являются национальными частными корпорациями.

5. Корпорация является государственной корпорацией, если ее контролирует государственное учреждение, другая государственная корпорация или какое-либо объединение государственных учреждений и государственных корпораций, причем контроль рассматривается как возможность определять общую корпоративную политику корпорации. Выражение "общая корпоративная политика" понимается в широком смысле и означает ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя.

6. Нерезидентская единица контролирует резидентскую корпорацию, если нерезидентская единица владеет более 50 процентами акционерного капитала корпорации. Однако контроль возможен и в том случае, если доля нерезидентской единицы в акционерном капитале корпорации меньше 50 процентов, но при этом нерезидентская единица может осуществлять контроль методами, описанными в пунктах 4.77 - 4.80 СНС-2008 (методы контроля со стороны правительства, например, с помощью контроля над советом директоров или другим управляющим органом, контроля за назначениями и отзывами ключевых руководителей, контроля над ключевыми комитетами корпораций и т.д.).

7. Некоторые из подсекторов целесообразно (если это возможно и отвечает задачам национальной статистики) детализировать дополнительно, применяя критерий обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора, на такие категории, как:

некоммерческие организации;

организации, ориентированные на получение прибыли.

Указанные категории единиц могут группироваться в составе перечня классификатора КИСЭ и (или) альтернативных группировок КИСЭ.

8. Сектор "Нефинансовые корпорации" включает в себя все резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг (например, больницы, школы или колледжи, которые взимают плату, позволяющую покрывать текущие расходы), или ассоциации предпринимателей, финансирующие свои расходы за счет взносов по подписке от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий. Роль ассоциаций предпринимателей состоит в том, чтобы продвигать или обслуживать интересы нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий.

9. Для определения подсекторов сектора "Нефинансовые корпорации" используются 2 критерия классификации. Первый критерий касается обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора. Единицы, отличные от некоммерческих организаций, могут быть описаны как организации, ориентированные на получение прибыли.

Второй критерий касается контроля, он позволяет идентифицировать:

государственные нефинансовые корпорации;

национальные частные нефинансовые корпорации;

нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

10. Сектор "Финансовые корпорации" включает в себя все резидентские корпорации, основная деятельность которых состоит в предоставлении финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества, услуги страхования и услуги пенсионного обеспечения, а также единицы, осуществляющие виды деятельности, которые содействуют финансовому посредничеству. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством услуг финансового характера, которые финансируются за счет взносов по подписке от финансовых предприятий и роль которых состоит в продвижении и обслуживании интересов этих предприятий.

11. Подсекторы сектора "Финансовые корпорации" включают в себя:

а) национальный (центральный) банк;

б) корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка;

в) фонды денежного рынка;

г) инвестиционные фонды неденежного рынка;

д) других финансовых посредников, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;

е) вспомогательные финансовые корпорации;

ж) кэптивные финансовые учреждения и ростовщиков;

з) страховые корпорации;

и) пенсионные фонды.

12. Подсектор "Национальный (центральный) банк" включает в себя:

а) национальный (центральный) банк, включая случаи, когда он является частью системы национальных (центральных) банков;

б) валютные советы или независимые валютные органы, осуществляющие эмиссию национальной валюты, которая полностью подкреплена резервами иностранной валюты;

в) центральные денежные агентства, в основном государственного характера (например, агентства, управляющие иностранной валютой или выпускающие банкноты и монеты), которые составляют полный набор счетов, но не рассматриваются как часть центрального правительства.

Органы, осуществляющие надзор и являющиеся отдельными институциональными единицами, относятся не к подсектору национального (центрального) банка, а к подсектору вспомогательных финансовых корпораций.

13. Подсектор "Корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка" включает в себя:

а) коммерческие банки, универсальные банки, многоцелевые банки;

б) сберегательные банки (включая попечительные сберегательные банки и сберегательные и ссудные ассоциации);

в) почтовые жироучреждения, почтовые банки, жиробанки;

г) сельские кредитные банки, сельскохозяйственные кредитные банки;

д) кооперативные кредитные банки, кредитные союзы;

е) специализированные банки или другие финансовые корпорации, если они принимают депозиты или выпускают близкие аналоги депозитов.

14. Подсектор "Фонды денежного рынка" включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые аккумулируют средства путем продажи акций или паев населению. Полученные средства инвестируются главным образом в инструменты денежного рынка, акции или паи фондов денежного рынка, переводимые долговые инструменты с оставшимися сроками погашения не более одного года, банковские депозиты и инструменты, которые имеют целью получить норму дохода, близкую к процентной ставке инструментов денежного рынка. Ввиду особого характера инструментов денежного рынка их акции или паи могут рассматриваться как близкие аналоги депозитов. Акции и паи фондов денежного рынка могут быть переданы с помощью чеков или прямых платежей третьей стороне.

15. Подсектор "Инвестиционные фонды неденежного рынка" включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые привлекают средства населения путем выпуска акций или паев. Полученные средства инвестируются главным образом в финансовые активы, кроме краткосрочных активов, и нефинансовые активы (обычно в недвижимость). Акции или паи инвестиционного фонда обычно не являются близкими аналогами депозитов. Они не могут передаваться с помощью чеков или прямых платежей третьим лицам.

16. Подсектор "Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов" включает в себя:

а) финансовые корпорации, занимающиеся трансформацией активов в ценные бумаги;

б) дилеров, занимающихся ценными бумагами и производными финансовыми активами (функционирующие за свой счет);

в) финансовые корпорации, занимающиеся кредитованием, включая финансовые ассоциации предприятий розничной торговли, которые могут нести ответственность за финансовый лизинг и за личные или коммерческие финансы;

г) центральные клиринговые организации партнеров, обеспечивающие клиринг и урегулирование расчетов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Клиринг относится к идентификации обязательств обеих сторон, тогда как урегулирование расчетов представляет собой обмен ценных бумаг или производных финансовых инструментов на соответствующий платеж. Центральные клиринговые организации партнеров участвуют в операции и уменьшают риск партнера;

д) специализированные финансовые корпорации, предоставляющие:

краткосрочное финансирование для слияний и поглощений корпораций;

финансирование экспорта и импорта;

факторинговые услуги;

венчурный капитал и капитал для развития.

17. Подсектор "Вспомогательные финансовые корпорации" включает в себя:

а) страховых брокеров, оценщиков ущерба и требований (независимо от того, наняты ли они страховой компанией либо являются независимыми оценщиками или государственными оценщиками, нанятыми держателем полиса), консультантов по вопросам страхования и пенсионного обеспечения;

б) брокеров по операциям с ссудами и ценными бумагами, консультантов по вопросам инвестирования и т.д.;

в) корпорации, размещающие займы и управляющие выпуском ценных бумаг;

г) корпорации, основной функцией которых является гарантирование путем индоссамента векселей или аналогичных инструментов;

д) корпорации, занимающиеся такими производными финансовыми инструментами и инструментами хеджирования, как свопы, опционы и фьючерсы (без выпуска);

е) корпорации, обеспечивающие инфраструктуру финансовых рынков;

ж) управляющих пенсионными фондами, взаимными фондами (но не фонды, которыми они управляют) и т.д.;

з) корпорации, предоставляющие услуги фондовой биржи и биржи страхования;

и) бюро обмена иностранной валюты;

к) некоммерческие организации, признанные как независимые юридические лица, обслуживающие финансовые корпорации;

л) головные офисы финансовых корпораций, которые в основном занимаются контролем финансовых корпораций или групп финансовых корпораций, но сами не осуществляют операции финансовых корпораций;

м) центральные контролирующие органы финансовых посредников и финансовых рынков, если они являются отдельными институциональными единицами.

18. Подсектор "Кэптивные финансовые учреждения и ростовщики" включает в себя:

а) единицы, являющиеся юридическими лицами (трасты и др.);

б) холдинговые корпорации, являющиеся только владельцами активов (владея контрольным пакетом акционерного капитала) группы дочерних корпораций, основным видом деятельности которых является владение группой единиц без предоставления каких-либо других услуг предприятиям, держателями акционерного капитала которых они являются, то есть они не руководят и не управляют другими единицами;

в) единицы специального назначения или каналы передачи средств, являющиеся институциональными единицами и привлекающие средства на открытых рынках для того, чтобы они были использованы материнской корпорацией;

г) единицы, предоставляющие финансовые услуги, используя исключительно собственные средства или средства, предоставленные спонсором широкому кругу клиентов, и принимающие финансовый риск дефолта должников. К ним относятся:

ростовщики;

корпорации, занятые кредитованием (например, предоставлением ссуд студентам, ссуд на экспортно-импортные операции) из средств, полученных от спонсора, например, от органа государственного управления или некоммерческой организации;

ломбарды, которые заняты преимущественно кредитованием.

19. Подсектор "Страховые корпорации" включает в себя корпорированные единицы, взаимные фонды и другие единицы, основная функция которых состоит в предоставлении услуг по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев, болезни, пожаров или по другим формам страхования отдельным институциональным единицам или группам единиц или услуг перестрахования другим страховым корпорациям.

20. Подсектор "Пенсионные фонды" включает в себя только те фонды пенсионного социального страхования, которые являются институциональными единицами, отдельными от единиц, которые их создают. Государственный пенсионный фонд относится к сектору "Государственное управление", хотя и выполняет финансовые операции.

21. Сектор "Государственное управление" включает в себя следующие группы резидентских институциональных единиц:

все единицы центральных, региональных или местных органов государственного управления;

все нерыночные некоммерческие организации, которые контролируются органами государственного управления.

22. Сектор "Государственное управление" также включает в себя фонды социального обеспечения или в качестве отдельных институциональных единиц, или как часть любого или всех вместе - центральных, региональных и местных - органов государственного управления.

Сектор "Государственное управление" не включает в себя государственные корпорации, ориентированные на получение прибыли, даже если весь акционерный капитал таких корпораций принадлежит органам государственного управления, а также квазикорпорации, которые являются собственностью органов государственного управления и контролируются ими.

23. Следует различать понятия "сектор "Государственное управление" и "государственный сектор". Государственный сектор не является институциональным сектором и включает в себя сектор государственного управления, государственные нефинансовые корпорации и государственные финансовые корпорации.

24. Разделение сектора "Государственное управление" на подсекторы обеспечивает возможность 2 методами идентифицировать некоммерческие организации и фонды социального обеспечения для каждого уровня государственного управления: центральных, региональных и местных органов управления.

25. Первый метод выделения подсекторов сектора "Государственное управление" позволяет получить следующие подсекторы:

а) центральные органы управления (центральное правительство);

б) региональные органы управления;

в) местные органы управления;

г) фонды государственного социального обеспечения.

26. Все фонды социального обеспечения классифицируются вместе в качестве подсектора "Фонды государственного социального обеспечения", в котором предусмотрена группировка по уровням государственного управления.

27. Подсектор "Фонды государственного социального обеспечения" включает в себя фонды социального обеспечения, функционирующие на всех уровнях государственного управления.

28. К фондам социального обеспечения относятся государственные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной защиты населения, социальный фонд и т.д.

29. Некоммерческие организации показаны как категория, выделенная "в том числе" для сектора "Государственное управление" в целом или отдельно для центральных, региональных и местных органов управления. При этом понимается, что каждый подсектор, указанный в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 25 настоящих Методологических пояснений, включает некоммерческие организации, но не включает фонды социального обеспечения на каждом уровне государственного управления.

30. Второй метод выделения подсекторов сектора "Государственное управление" позволяет получить следующие подсекторы:

а) центральные органы управления;

б) региональные органы управления;

в) местные органы управления.

При этом понимается, что каждый из указанных в данном пункте подсекторов включает некоммерческие организации и фонды социального обеспечения на каждом уровне государственного управления.

31. При любом методе выделения подсекторов сектора "Государственное управление" некоммерческие организации должны быть выделены как категория "в том числе" для каждого уровня государственного управления.

32. Выбор между двумя методами выделения подсекторов сектора "Государственное управление" зависит главным образом от размера или важности фондов социального обеспечения в данном государстве-члене и от того, каким образом они управляются.

33. В классификаторе КИСЭ представлен первый метод выделения подсекторов сектора "Государственное управление", при котором каждый из подсекторов включает некоммерческие организации, но не включает фонды социального обеспечения.

34. В некоторых государствах-членах могут не существовать промежуточные уровни государственного управления между центральными и местными органами управления, и в этом случае подсектор "Региональные органы управления" не выделяется. В других государствах-членах может быть больше двух уровней государственного управления ниже уровня центральных органов управления. В этом случае нижние уровни должны быть включены в региональные или местные органы управления в соответствии с характером их функций.

35. Сектор "Домашние хозяйства" включает в себя домашние хозяйства, которые могут быть отнесены к подсекторам в соответствии с характером наиболее значительного источника их дохода. Для этой цели следует выделить следующие типы дохода домашних хозяйств:

а) доходы, поступающие собственникам некорпорированных предприятий домашних хозяйств с оплачиваемыми работниками (смешанный доход работодателей);

б) доходы, поступающие собственникам некорпорированных предприятий домашних хозяйств без оплачиваемых работников (смешанный доход самостоятельно занятых лиц);

в) оплата труда лиц, работающих по найму;

г) доходы от собственности и трансферты.

36. Домашние хозяйства относятся к подсекторам в соответствии с тем, какая из категорий доходов, указанных в пункте 35 настоящих Методологических пояснений, является наибольшей для домашнего хозяйства в целом, даже если она не всегда составляет более половины всего дохода домашнего хозяйства. Если домашнее хозяйство получает более одного дохода данной категории (например, потому что более одного члена домашнего хозяйства получают оплату труда или потому что получено более одного вида дохода от собственности или трансфертов), классификация должна основываться на общем доходе домашнего хозяйства в пределах каждой категории.

37. Подсекторы сектора "Домашние хозяйства" определяются следующим образом:

а) работодатели;

б) самостоятельно занятые лица;

в) лица, работающие по найму;

г) получатели доходов от собственности и трансфертов.

38. Подсектор "Получатели доходов от собственности и трансфертов", включающий в себя домашние хозяйства, у которых доходы от собственности и трансферты составляют наиболее значительный источник доходов, представляет собой разнородную группу, которую рекомендуется разделить, если это возможно, на три подсектора:

а) получатели доходов от собственности;

б) получатели пенсий;

в) получатели других трансфертных доходов.

39. Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства" состоит из нерыночных некоммерческих организаций, которые не контролируются органами государственного управления. Они предоставляют товары и услуги домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам. Большая часть этих товаров и услуг представляет собой индивидуальное потребление, но некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, могут предоставлять и коллективные услуги.