4. Рекомендации по разработке и реализации образовательных программ, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность
4. Рекомендации по разработке и реализации образовательных
программ, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя
и более организациями, осуществляющими образовательную
деятельность (далее - вариант интеграции
образовательных программ)
К этому варианту относятся образовательные программы, в разработке и реализации которых принимают участие две образовательных организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе (образовательным программам), реализуемой (реализуемым) в сетевой форме (далее - совместные образовательные программы).
Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.
Федеральный закон допускает одновременное освоение обучающимся двух и более образовательных программ. В этом случае абитуриент должен выдержать конкурс и быть зачислен одновременно в две образовательные организации.
По результатам освоения интегрированной образовательной программы обучающемуся выдаются документы об образовании и (или) квалификации каждой организацией, осуществляющей образовательную деятельность и участвующей в сетевой форме.
Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся. Это предусматривает зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Разработка и утверждение совместной образовательной программы требует выполнения ряда последовательных шагов:
1. Обоснованный выбор образовательных программ для совместной разработки, с учетом приоритетных направлений развития науки, техники технологий.
2. Формирование "команд программ": временных трудовых коллективов, в состав которых входят педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и представители предприятий и организаций - заказчиков программ, для разработки и последующей реализации планируемых совместных основных образовательных программ.
3. В случае необходимости разработка и совместное принятие образовательных стандартов (для образовательных организаций, имеющих на это право), в соответствии с которыми может быть выполнено проектирование новых совместных образовательных программ.
4. Разработка двумя или несколькими образовательными организациями модульной структуры образовательной программы для совместной реализации.
5. Формирование в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность - участнике проекта, современной образовательной среды для реализации совместных программ, включающей материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.
6. Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
7. Повышение квалификации участников команд разработчиков программ для эффективного использования лучших мировых и отечественных практик проектирования образовательных программ, освоения общих методологических подходов к выполнению задач проекта.
8. Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий.
Наиболее простым в реализации является модуль, в соответствии с которым две образовательных организаций выбирают имеющиеся в каждом из них подобные образовательные программы подобной направленности и на их основе проектируют новую образовательную программу для совместной реализации.
Для таких программ рекомендуется установить модульную структуру, выполненную с использованием европейской методики расчета трудоемкости освоения (ECTS). Именно на данном этапе от разработчиков сетевой программы потребуется совместная, командная работа, причем в состав команды должны входить представители обеих участвующих в проекте организаций.
Модульная структура построения программы требует от разработчиков освоения общих подходов к этому процессу. Весьма перспективным является, в данном случае, применение методологии результатов обучения.
Проектирование начинается с формулирования результатов освоения образовательной программы с учетом установленных образовательной организацией (образовательными организациями) дополнительных компетенций вариативной части и с описания компетентностной модели будущего выпускника. В описании модели должны участвовать обе образовательные организации, и наравне с этим к этому этапу работы должны быть привлечены потенциальные работодатели. Кроме того, рекомендуется ориентироваться на требования имеющихся в данной сфере профессиональных стандартов.
Далее должна быть проведена декомпозиция результатов освоения образовательной программы до результатов обучения. На этом этапе формируется структура образовательной программы (по составляющим программу модулям и их содержательному наполнению) выбираются необходимые образовательные технологии, включающие различные виды образовательной активности, и разрабатывается взаимопризнаваемый инструментарий оценки достижения заявленных результатов обучения, а также распределяется между образовательными организациями - партнерами ответственность за ресурс.
На следующем шаге рекомендуется провести объективную оценку требуемых от студента трудозатрат на освоение модуля, включающих не только контактную, но и самостоятельную работу. Для упрощения процедуры выбранные модули должны иметь равные трудоемкости и признаваемые результаты обучения.
Совместная образовательная программа - это единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации.
Примерный договор о сетевой форме реализации образовательной программы (вариант интеграции образовательных программ) приведен в Приложении 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей