Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования безопасности для монтеров пути, бригадиров по текущему содержанию и ремонту пути (далее - бригадир пути), дорожных мастеров, машинистов кранов, монтеров пути, выполняющих обязанности стропальщиков (далее - стропальщик) (упоминаемые совместно - работники) при монтаже и демонтаже рельсошпальной решетки при упругих видах скреплений (далее - монтаж или демонтаж решетки).

К упругим видам скреплений относят противоугонные конструкции, у которых с помощью упругих элементов создается необходимое нажатие на подошву рельса, исключающее его проскальзывание по опорам под проходящими подвижными составами.

1.2. В структурных подразделениях разрабатываются инструкции по охране труда при монтаже и демонтаже рельсошпальной решетки при упругих видах скреплений (типа Пандрол, Фосло, АРС, ЖБР65 и др.) с учетом требований:

настоящей Инструкции;

технологического процесса при монтаже и демонтаже рельсошпальной решетки при упругих видах скреплений;

местных условий (организационных форм, мест и условий работы и т.п.).

1.3. К самостоятельной работе при монтаже или демонтаже решетки допускаются работники не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке:

медицинское освидетельствование;

вводный инструктаж по охране труда и безопасности;

первичный инструктаж по охране труда и безопасности на рабочем месте, который проводится с каждым работником индивидуально, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

обучение по безопасности;

стажировку на рабочем месте;

инструктаж по пожарной безопасности;

проверку знаний по безопасности, требований охраны труда и электробезопасности в объеме, установленном для данной профессии нормативными документами и дополнительно оговоренном требованиями настоящей инструкции.

Дополнительно к управлению кранами, руководству погрузочно-разгрузочными работами и выполнению операций по строповке грузов допускаются работники, имеющие соответствующие удостоверения.

1.4. Работники не позднее одного месяца после приема на работу должны пройти обучение методам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.5. Работники обязаны пройти обучение и проверку знаний (в объеме своих обязанностей) согласно нормативным документам, действующим в ОАО "РЖД", должностным инструкциям, другим документам, устанавливающим их обязанности, и инструкций по охране труда с учетом местных условий.

1.6. Работники должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по вопросам охраны труда и проходить:

повторные инструктажи по охране труда и безопасности - не реже 1 раза в 3 месяца;

повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 1 раза в год, а работникам, связанным с пожароопасным производством или выполняющим работы с повышенной пожарной опасностью, не реже одного раза в полугодие;

обучение оказанию первой помощи пострадавшим - не реже 1 раза в год;

внеплановые или внеочередные инструктажи по охране труда и безопасности;

проверку знаний по электробезопасности, требований нормативных документов (в объеме своих обязанностей) - 1 раз в год;

периодическую проверку знаний производственных инструкций и инструкций по охране труда для данной профессии - 1 раза в 2 года;

периодическую проверку знаний по безопасности труда - 1 раз в год;

обучение по безопасности при повышении квалификации;

периодические медицинские осмотры в установленном порядке и указанные сроки.

1.7. Работники, допущенные к самостоятельной работе, должны знать:

безопасные способы работы;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

правила личной гигиены;

место расположения медицинской аптечки и способы оказания первой помощи пострадавшим;

звуковые сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

типы и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения, правил применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность, знаки безопасности, порядок ограждения места производства работ, установленный в подразделении, порядок обмена сигналами с машинистом крана;

порядок и габариты складирования грузов;

приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания первой помощи при несчастных случаях;

порядок применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

требования настоящей Инструкции.

Машинист крана дополнительно должен знать:

грузоподъемность крана, применяемого в погрузочно-разгрузочных работах;

устройство грузоподъемного оборудования, применяемого в погрузочно-разгрузочных работах, в объеме своих обязанностей.

Кроме того, работники должны уметь:

пользоваться средствами пожаротушения и содержимым медицинской аптечки.

Стропальщик дополнительно должен уметь:

подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей и длине) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

определять пригодность стропов и других съемных грузозахватных приспособлений;

производить правильную обвязку и подвешивание груза на крюк.

1.8. При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, мотор-вагонный подвижной состав, вагоны или другое транспортное средство);

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава и в отсутствии на междупутье посторонних предметов, которые мешают сходу. При подъеме на переходную площадку и при сходе с нее следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. В темное время суток место схода необходимо освещать фонарем;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

Работникам при нахождении на путях запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

наступать на концы железобетонных шпал;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанций пути и других структурных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава.

1.9. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станция) работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам, тоннелям, пешеходным настилам, переездам, путепроводам;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, специального самоходного подвижного состава, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и других транспортных средств;

выходить на путь, только убедившись в отсутствии движущегося по нему подвижного состава;

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте после выхода из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

оказавшись на пути следования поезда (в том числе идущего и по соседнему пути) при его визуальном или звуковом обнаружении и независимо от расстояния до него, работники должны сойти на ближайшую обочину на расстояние от крайнего рельса не менее:

- при установленных скоростях до 120 км/ч включительно - 2,5 м;

- при установленных скоростях 121 - 140 км/ч включительно - 4 м;

- при скоростях более 140 км/ч - не менее 5 м;

отойти с пути при приближении высокоскоростного поезда (в том числе и по соседнему пути) нужно не менее чем за 10 мин. до прохода его по расписанию;

следить за состоянием проходящего состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается поезд или другая подвижная единица и удастся завершить проход до конца моста или тоннеля;

проходить по мосту только по исправным тротуарам или настилам. Запрещается стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда.

1.10. В случае выявления неисправностей при работе на электрифицированных участках железных дорог работник должен принять все необходимые меры к ограждению опасного места и передаче информации об обрыве провода дежурному по станции или дежурному энергодиспетчеру по парковой связи громкоговорящего оповещения, по радиосвязи, по телефону, через работников станции и т.п.

Работнику запрещается:

касаться металлических и железобетонных опор контактной сети, анкерных оттяжек опор и корпусов шкафов с электрооборудованием;

работать вблизи неотключенных и незаземленных устройств контактной сети и воздушных линий электропередачи, приближаться самому или приближать используемые в работе приспособления и инструменты к находящимся под напряжением проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи или к изоляторам на расстояние менее 2 м;

приближаться к оборванным и лежащим на земле или деревьях проводам контактной сети и линий электропередачи на расстояние ближе 8 м, а также допускать к ним посторонних лиц. Следует считать эти провода находящимися под напряжением, а оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, необходимо выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

1.11. Общие требования, обеспечивающие безопасность при монтаже и демонтаже решетки.

1.11.1. Работники должны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу только входящую в их должностные обязанности или порученную руководителем;

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, инвентарь, материалы, специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ;

находиться в сигнальном жилете со световозвращающими полосами второго класса защиты при выполнении работ в зоне движения поездов, на проезжей части автодороги и при нахождении на железнодорожных путях станции или перегона;

работать в каске, а при строповке грузов дополнительно в рукавицах или перчатках;

соблюдать правила дорожного движения, технологические инструкции и выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, звуковых и световых сигналов;

использовать защитные средства (репелленты и противомоскитные сетки от укусов гнуса, комаров, мошки, клещей в районах их распространения);

использовать СИЗ органов слуха (наушники, вкладыши) при воздействии сверхнормативных уровней шума.

1.11.2. Работникам запрещается:

находиться на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения, в болезненном или утомленном состоянии;

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе без получения от руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться СИЗ с истекшим сроком их испытания;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

устраивать проходы в зоне подъема и опускания груза кранами;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

наступать на электрические провода и кабели;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками.

1.11.3. Все операции по перемещению грузов должны выполняться под руководством дорожного мастера или бригадира пути, назначенного ответственным за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений (далее - руководитель работ).

1.12. Во время работы на работников могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся подъемные сооружения (далее - ПС), передвигающиеся изделия, рельсы, железобетонные шпалы, рельсовые скрепления, контейнеры, детали и материалы;

движущийся железнодорожный подвижной состав;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте при зачистке концов рельсов и накладок ручной шлифовальной машиной;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека от незащищенных (поврежденных) токоподводящих проводов и кабелей электрооборудования и электроинструмента;

повышенная напряженность электрического и магнитного поля, возникающая при работе с электромагнитной плитой;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях материалов верхнего строения пути, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли при работе на кранах;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

физические перегрузки при перемещении тяжестей и завинчивании гаек вручную.

1.13. Режимы труда и отдыха работников должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

Режимы труда и отдыха работников должны устанавливаться с учетом степени опасности и вредности производственных факторов и с обеспечением санитарно-гигиенических условий и безопасности производства работ.

1.14. Работники должны обеспечиваться следующими СИЗ (в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н, пункт 375):

Монтер пути, бригадир пути:

комплект "Путеец-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

куртка из плащевого полотна или куртка из плащ-палатки;

плащ для защиты от воды или комплект для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки трикотажные;

очки защитные открытые или щиток защитный лицевой;

респиратор противогазоаэрозольный;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

комплект для защиты от пониженных температур "Путеец";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

шапка трикотажная;

рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги утепленные из поливинилхлоридного пластиката и влагостойкой ткани, или сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

В III, IV и особом поясах дополнительно:

полушубок, или полупальто на меховой подкладке, или куртка на меховой подкладке;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД".

При выполнении работ в районах, эндемичных по клещевому энцефалиту, дополнительно:

костюм с противомоскитной сеткой для защиты от механических воздействий и насекомых (энцефалитного клеща).

Машинист крана:

костюм "Механик-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

сапоги резиновые;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки трикотажные;

каска защитная;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные);

галоши на валенки (сапоги валяные).

Мастер дорожный:

Комплект "Путеец-Л";

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве или сапоги юфтевые на полиуретановой подошве;

очки защитные открытые или щиток защитный лицевой;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

комплект для защиты от пониженных температур "Путеец";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

шапка трикотажная;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве, или сапоги утепленные из поливинилхлоридного пластиката и влагостойкой ткани, или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Во II, III, IV и особом поясах дополнительно:

полушубок, или полупальто на меховой подкладке, или куртка на меховой подкладке;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД".

При работе со слесарным инструментом дополнительно:

очки защитные.

1.15. Работники должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

знать пожароопасные места и место расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;

не пользоваться открытым огнем и не разводить костры;

не проводить работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, а места соединения проводов были надежно изолированы и закреплены;

курить только в установленных и приспособленных для этого местах.

1.16. При получении травмы или при заболевании работники должны прекратить работу, поставить в известность руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другими людьми работники должны прекратить работу, принять меры по освобождению пострадавшего от объекта (причины) травмирования и по оказанию первой помощи пострадавшему, при необходимости организовать его доставку в медицинское учреждение и немедленно сообщить о несчастном случае руководителю.

Работники, заметив опасность, угрожающую другим людям (неисправность железнодорожных путей, машин и механизмов, электросетей, признаки возможных оползней, обвалов уступов, пожаров и т.п.), обязаны сообщить об этом руководителю работ, а также предупредить людей, которым угрожает опасность, наряду с принятием мер по ее устранению.

1.17. Работники должны выполнять правила личной гигиены:

хранить личную одежду и спецодежду отдельно в шкафчиках и следить за их исправностью в оборудованных для этого работодателем гардеробных. Приобретение, хранение, ремонт, стирка и химчистка специальной одежды и специальной обуви осуществляется за счет средств работодателя;

тщательно мыть руки с мылом перед приемом пищи;

использовать разрешенные к применению очищающие пасты после работ с вредными веществами;

хранить продукты в таре, предназначенной для хранения пищевых продуктов, и принимать пищу только в оборудованных для этого местах (вагоны сопровождения, стационарные и полевые столовые);

использовать для питья питьевую воду из специально предназначенных для этой цели емкостей или устройств (кулер, ведра, канистры, бачки для питьевой воды и т.п.) с плотно закрывающейся крышкой и надписью "питьевая вода".

Работникам запрещается принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах и пользоваться для питья водой из случайных источников, а также хранить посторонние жидкости (электролиты, кислоты, щелочи, огнеопасные жидкости и т.п.) в местах приема пищи.

1.18. Работники несут ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД".