Информационно-аналитическая справка о последствиях влияния проекта решения Комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности

Информационно-аналитическая справка о последствиях

влияния проекта решения Комиссии на условия ведения

предпринимательской деятельности

4. К подготавливаемому проекту решения Комиссии департамент Комиссии, ответственный за подготовку проекта решения Комиссии, или к компетенции которого относится подготовка проекта решения Комиссии на основании предложений органов государственной власти государств-членов в соответствии с пунктом 63 Регламента (далее - департамент-разработчик), составляет информационно-аналитическую справку о последствиях влияния проекта решения Комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности (далее - информационно-аналитическая справка) в соответствии с прилагаемой формой (форма 2).

Информационно-аналитическая справка представляет собой промежуточный аналитический отчет.

5. В информационно-аналитической справке указывается мнение департамента-разработчика, в том числе об основных качественных характеристиках регулирования, предусмотренных пунктом 147 Регламента.

6. В пункте 1 информационно-аналитической справки приводится обоснование:

наличия проблемы, на решение которой направлено принятие проекта решения Комиссии;

объективного характера проблемы, обусловливающего необходимость ее решения посредством осуществления нормативного регулирования;

необходимости решения проблемы в рамках права Союза.

По возможности наличие проблемы должно быть подтверждено количественными данными (например, статистическими данными о случаях причинения вреда, потерях доходов бюджетов государств-членов).

Не является достаточным обоснованием наличия проблемы, на решение которой направлен проект решения Комиссии, констатация департаментом-разработчиком факта отсутствия нормативного правового регулирования какого-либо вопроса (общественных отношений), поскольку нормативное правовое регулирование является способом (инструментом) решения проблемы, а не самоцелью регулирования.

Также не является достаточным обоснованием наличия проблемы, на решение которой направлен проект решения Комиссии, приведение департаментом-разработчиком ссылки на наличие поручения органа Союза о разработке проекта решения Комиссии, поскольку поручение является управленческим актом, направленным на минимизацию влияния проблемы, но не аргументирующим реальность ее наличия и степень актуальности.

Пример корректной формулировки проблемы, на решение которой направлен проект решения Комиссии:

В связи с отсутствием единых обязательных требований к участникам алкогольного рынка и их деятельности на уровне Евразийской экономической комиссии с одновременным наличием и применением различающихся обязательных требований к участникам алкогольного рынка и их деятельности, установленных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, взаимная торговля между государствами - членами Евразийского экономического союза данным видом продукции затруднена, свободное движение по территории государств - членов Евразийского экономического союза не обеспечивается.

Пример некорректной формулировки проблемы:

Существует риск причинения вреда жизни и здоровью людей и животных вследствие ввоза живых продуктивных животных из третьих стран, неблагоприятных в эпизоотическом отношении (без дополнительного обоснования и приведения подтверждающих данных).

7. В пункте 2 информационно-аналитической справки приводится обоснование, подтверждающее соответствие цели подготовки проекта решения Комиссии проблемной ситуации.

Цель регулирования может быть отнесена к одной из следующих областей:

защита жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира, окружающей среды;

защита экономических интересов государств-членов;

обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Цель регулирования формулируется максимально конкретно. Используемая для этого формулировка не должна быть:

абстрактной характеристикой ожидаемого результата регулирования (например, "улучшение ситуации", "создание условий", "выполнение международно-правовых обязательств государств-членов" без упоминания и раскрытия конкретных норм международного права, права Союза);

неясной для лиц, не обладающих специальными профессиональными знаниями (например, "приведение в соответствие с лучшими международными практиками");

неоднозначной с точки зрения определения ожидаемого результата регулирования (например, "снятие барьеров", "обеспечение взаимного доверия");

описанием методов и средств достижения цели (например, "внесение изменений в решение Комиссии", "совершенствование понятийного и ссылочного аппарата", "развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий" и т.д.).

Если формулировка цели регулирования впоследствии не позволит определить степень ее достижения по причине неопределенного характера цели регулирования, она не должна использоваться при заполнении информационно-аналитической справки.

Пример корректной формулировки цели:

Целями принятия проекта решения Комиссии являются обеспечение равного доступа перевозчиков государств - членов Евразийского экономического союза к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта для осуществления перевозок железнодорожным транспортом, а также предоставление национального режима получателям данного вида услуг.

Пример некорректной формулировки цели:

Целью принятия проекта решения Комиссии является улучшение ситуации в сфере предоставления услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта.

8. В пункте 3 информационно-аналитической справки указываются группа лиц, которая должна получить выгоду от реализации проекта решения Комиссии в случае его принятия, а также сведения о количестве защищаемых в результате принятия решения Комиссии лиц (при наличии такой информации).

Обобщенно к группам лиц, на защиту интересов которых направлен проект решения Комиссии, относятся:

субъекты предпринимательской деятельности;

государства-члены (включая уполномоченные органы исполнительной власти государств-членов);

население (потребители) государств-членов.

В зависимости от сферы полномочий Комиссии, к которой относится проект решения Комиссии, описание группы лиц, на защиту интересов которых направлен проект решения Комиссии, должно быть конкретизировано (например, "потребители семян и картофеля", "уполномоченные экономические операторы", "производители, импортеры и продавцы лекарственных средств").

9. В пункте 4 информационно-аналитической справки приводятся сведения о группе (группах) лиц, на которую непосредственно может быть направлено действие проекта решения Комиссии, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также описывается воздействие, оказываемое на них регулированием.

Количество адресатов регулирования указывается по каждой группе адресатов.

Обобщенно к группам адресатов регулирования относятся:

субъекты предпринимательской деятельности;

государства-члены (включая правительства и (или) уполномоченные органы исполнительной власти государств-членов);

Комиссия (включая ее структурные подразделения).

В зависимости от сферы полномочий Комиссии, к которой относится проект решения Комиссии, описание группы адресатов регулирования должно быть конкретизировано (например, "изготовители (уполномоченные ими лица), импортеры и продавцы электрических энергопотребляющих устройств", "участники внешнеэкономической деятельности, являющиеся таможенными декларантами", "субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся поставщиками строительных услуг").

10. В пункте 5 информационно-аналитической справки указываются положения проекта решения Комиссии, которые:

оказывают непосредственное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, поскольку предусматривают введение новых обязанностей, ограничений и (или) запретов либо изменение содержания существующих обязанностей, ограничений и (или) запретов, а также порядка их исполнения, и непосредственно адресованы субъектам предпринимательской деятельности;

могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, поскольку обязанности субъектов предпринимательской деятельности могут возникнуть вследствие опосредованного регулирующего воздействия проекта решения Комиссии.

Здесь же описывается содержание предусматриваемых проектом решения Комиссии ограничений (обязательных правил поведения), которые налагаются на адресатов регулирования.

11. В пункте 6 информационно-аналитической справки приводятся:

а) краткое описание существующего регулирования (национального, в рамках Союза) в области общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования проекта решения Комиссии;

б) описание предлагаемого проектом решения Комиссии регулирования в рамках права Союза (например, "вводятся ограничения в отношении взаимного доступа на рынок определенного вида услуг", "устанавливается запрет на реализацию лекарственных средств, сведения о которых не внесены в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза");

в) краткое описание причинно-следственной связи между принятием и реализацией проекта решения Комиссии и достижением цели регулирования. Описание взаимосвязи предлагаемого регулирования и решаемой проблемы должно подтверждать, что принятие и реализация проекта решения Комиссии существенным образом снизят негативное воздействие проблемы в сфере регулирования или обеспечат значительный позитивный эффект, достижение которого является целью регулирования. Например:

Отмена обязательного подтверждения получения контролирующим органом уведомления о начале обращения алкогольной продукции позволяет упростить порядок выпуска в обращение новых видов алкогольной продукции, которые не производились на территории государств - членов Евразийского экономического союза (не ввозились на территорию государств - членов Евразийского экономического союза), и снижает возможность административного усмотрения регулятора.

12. В пункте 7 информационно-аналитической справки приводятся описание альтернативных вариантов решения проблемы, а также обоснование выбранного варианта с учетом опыта государств-членов и международного опыта регулирования в данной сфере.

В указанном пункте приводятся описание иных механизмов (способов) решения проблемы и достижения поставленных целей в том же формате, что и описание варианта, предусмотренного проектом решения Комиссии, а также обоснование сделанного департаментом-разработчиком выбора из возможных вариантов решения проблемы. При этом необходимо также сопоставить возможности и варианты решения проблемы на уровне государств-членов и в рамках Союза.

При выборе вариантов следует проанализировать и такой, как сохранение действующего регулирования с оценкой возможности разрешения проблемы с течением времени без введения регулирования в рамках Союза.

Наилучшим доказательством оптимальности варианта, предусмотренного проектом решения Комиссии, является количественное сопоставление издержек и выгод от различных вариантов достижения цели регулирования.

При отсутствии возможности приведения соответствующих расчетов должны быть логически доказаны сравнительные преимущества варианта, предусмотренного проектом решения Комиссии. В частности, они могут быть связаны как с большей эффективностью по сравнению с альтернативами предлагаемому регулированию (большей вероятностью достижения цели регулирования в полном или более значительном объеме), так и с меньшими совокупными издержками всех адресатов регулирования. Например:

Решение проблемы длительности сроков таможенного оформления в пунктах пропуска возможно несколькими способами.

Первым вариантом решения указанной проблемы является увеличение количества сотрудников таможенных органов и "окон" приема (выдачи) документов. Однако по сравнению с предварительным информированием данное предложение является более затратным для бюджетов государств - членов Евразийского экономического союза, так как фонд оплаты труда дополнительного штата сотрудников таможенных постов существенно превышает единовременные издержки государственного бюджета на установление автоматизированной информационной системы и незначительные текущие издержки на ее эксплуатацию. Такой подход будет недостаточно эффективным, поскольку таможенный контроль документов начнет осуществляться непосредственно с момента фактического прибытия товара в пункт пропуска, что приведет к незначительному сокращению времени таможенного оформления по сравнению с предварительной проверкой документов. Существенного увеличения пропускной способности пунктов пропуска при этом не произойдет.

Вторым вариантом решения проблемы является сохранение добровольного режима применения предлагаемого регулирования, поскольку, как показывает практика, пропускная способность таможенных постов и обеспечиваемый железнодорожным транспортом грузопоток через государственные границы государств - членов Евразийского экономического союза остаются практически на прежнем уровне. Однако в таком случае полученная предварительная информация может не приниматься к обработке до прибытия товара в пункт пропуска.

Третий вариант связан с вариативностью "длины цепочки" передачи информации. В качестве оптимального рассматривается предусмотренный проектом решения Комиссии способ - "участники внешнеэкономической деятельности - перевозчик - таможенные органы" или способ подачи предварительной информации непосредственно участником внешнеэкономической деятельности, минуя перевозчика, - напрямую в таможенные органы. Оба способа рассматриваются в рамках обязательного предварительного информирования.

В качестве частного случая (четвертого варианта) рассматривается вариант получения национальными железнодорожными перевозчиками статуса уполномоченного экономического оператора. В Европейском союзе перевозчики могут получить специальные упрощения, имея статус уполномоченного экономического оператора. Например, данным статусом с недавнего времени обладает Латвийская железная дорога. Получение латвийским железнодорожным перевозчиком возможности использовать упрощенный режим взаимодействия с таможенными органами Европейского союза привело к значительному сокращению времени, затрачиваемого на таможенное оформление.

13. В пункте 8 информационно-аналитической справки указываются подпункт, пункт статьи Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о Союзе), международного договора в рамках Союза, международного договора Союза с третьей стороной, решения органов Союза, в соответствии с которыми или во исполнение которых необходимо принятие проекта решения Комиссии, а также положение Договора о Союзе или международного договора в рамках Союза, которым Комиссии предоставлены полномочия на принятие соответствующего проекта решения Комиссии (включая уровень и порядок принятия решения - Советом Комиссии или Коллегией Комиссии (консенсусом или квалифицированным большинством)).

14. В пункте 9 информационно-аналитической справки в соответствии с пунктом 3 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Союзе) указывается конкретная сфера компетенции Комиссии, в рамках которой подготовлен проект решения Комиссии (например, "таможенное администрирование", "взаимная торговля услугами и инвестиции").

В данном пункте также указывается конкретная область общественных отношений, на регулирование которой распространяется действие проекта решения Комиссии, то есть описывается предмет правового регулирования проекта решения Комиссии (например, "ввоз радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза", "оборот алкогольной продукции на территории государств - членов Евразийского экономического союза").

15. В пункте 10 информационно-аналитической справки приводится примерная оценка совокупных расходов субъектов предпринимательской деятельности, связанных с необходимостью исполнения (соблюдения) установленных проектом решения Комиссии обязанностей, ограничений и (или) запретов либо с изменением содержания таких обязанностей, ограничений и (или) запретов либо порядка их исполнения.

Для каждой группы субъектов предпринимательской деятельности, прямо или косвенно затронутых регулированием, приводится оценка ожидаемых расходов (доходов) как разницы между существующими в настоящее время расходами (доходами) и расходами (доходами) на выполнение (в связи с введением) новых (изменяемых) обязанностей, ограничений и (или) запретов, то есть дополнительными расходами (доходами), которые данная группа адресатов регулирования понесет (приобретет) в результате введения регулирования.

При характеристике расходов выделяются единовременные расходы (расходы, связанные с капитальными вложениями, разработкой информационных систем, разработкой внутренней нормативной документации, обучением персонала и т.п.) и периодические расходы (расходы на оплату труда дополнительного персонала, представление дополнительных форм и сведений отчетности и т.п.). Периодические расходы приводятся в целом за период действия регулирования или на 3 года (если срок действия регулирования не установлен).

Доходы оцениваются также за период действия регулирования или за 3 года (если срок действия регулирования не установлен). Дополнительные доходы могут быть связаны с увеличением объемов торговли за счет устранения избыточных барьеров, снижения издержек прохождения административных процедур, другими факторами и обстоятельствами.

Для оценки расходов и доходов по каждой группе адресатов регулирования и каждой категории устанавливаемых требований определяются расходы и доходы "репрезентативного" (среднего) участника, которые умножаются на число участников группы. Для периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.

Департамент-разработчик может применять и иные методы расчетов с приведением соответствующего обоснования.

При определении доходов и расходов могут быть использованы официальные статистические данные (данные о заработной плате, численности работников, объемах производства и реализации определенных видов товаров и иное), данные опросов представителей соответствующих групп адресатов регулирования (в том числе информация, полученная в ходе публичного обсуждения), социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, а также иная релевантная информация.

В случае невозможности проведения количественной оценки издержек и выгод необходимо провести качественную оценку, указав, какие именно издержки и выгоды понесет (получит) каждая из групп адресатов регулирования.

16. В пункте 11 информационно-аналитической справки указываются предполагаемая дата вступления в силу проекта решения Комиссии, оценка необходимости установления переходного периода при введении в действие и (или) отсрочки вступления в силу проекта решения Комиссии, а также необходимости распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения (с указанием сроков).

Необходимость установления переходного периода при введении в действие и (или) отсрочки вступления в силу проекта решения Комиссии может быть обоснована наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих адресатам регулирования (включая органы исполнительной власти государств-членов, Комиссию (в том числе ее структурные подразделения), субъекты предпринимательской деятельности государств-членов) незамедлительно или через короткий период времени приступить к исполнению новых обязанностей (соблюдению ограничений и (или) запретов), а также значительными единовременными затратами субъектов предпринимательской деятельности, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.

17. В пункте 12 информационно-аналитической справки указываются конкретные (количественно измеримые) показатели, позитивная динамика которых будет свидетельствовать о достижении цели разработки проекта решения Комиссии (например, "сокращение числа случаев заражения растений карантинными объектами (вредными организмами", "сокращение доли контрафактной продукции на рынке меховых изделий").

Как и в случае указания цели регулирования, не допускается в качестве ожидаемого результата приводить абстрактные формулировки, такие как "улучшение ситуации", "создание условий", при отсутствии количественно измеримых показателей такого улучшения (создания).

18. В пункте 13 информационно-аналитической справки приводится подробное описание опыта государств-членов и международного опыта регулирования общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования проекта решения Комиссии. При этом анализируется как опыт государств-членов, так и государств, получивших статус государства - кандидата на вступление в Союз, третьих стран, а также международный опыт наднациональных регулирующих органов (например, Европейской комиссии) и других интеграционных объединений (НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН).

Описание опыта регулирования должно сопровождаться анализом степени его прогрессивности с точки зрения упрощения (упразднения) избыточного регулирования, повышения эффективности правовых инструментов, а также применимости такого опыта к экономическим и иным условиям функционирования Союза.

19. Пункт 14 информационно-аналитической справки заполняется в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 163 Регламента.

По результатам публичного обсуждения проекта решения Комиссии департамент-разработчик дорабатывает проект решения Комиссии и информационно-аналитическую справку. При этом пункт 14 информационно-аналитической справки также дополняется следующей информацией:

дата размещения проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа на официальном сайте Союза;

место размещения проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа (полные электронные адреса на официальном сайте Союза);

способ представления предложений к проекту решения Комиссии и информационно-аналитической справке, а также заполнения опросного листа - с использованием соответствующего сервиса официального сайта Союза, на бумажном носителе или по электронной почте;

срок представления предложений к проекту решения Комиссии и информационно-аналитической справке, а также заполнения опросного листа;

перечень лиц, письменно извещенных о размещении проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа;

перечень лиц, представивших предложения к проекту решения Комиссии и информационно-аналитической справке, а также заполнивших опросный лист.

20. Пункт 15 информационно-аналитической справки заполняется департаментом-разработчиком в соответствии с пунктом 169 Регламента после получения на проект решения Комиссии заключения об оценке регулирующего воздействия.

При этом в данном пункте указываются сведения об учете при доработке проекта решения Комиссии замечаний, указанных в заключении об оценке регулирующего воздействия, и (или) об основаниях их отклонения.

21. В пункте 16 информационно-аналитической справки приводятся сведения, которые департамент-разработчик считает необходимым дополнительно сообщить о концептуальных положениях проекта решения Комиссии и (или) о ходе и результатах его подготовки и согласования. К такой информации, в частности, могут относиться сведения о необходимости принятия проекта решения Комиссии для соблюдения международно-договорных обязательств государств-членов, развития экономической интеграции, устранения изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях государств-членов, формирования единого (общего) рынка на территориях государств-членов, выполнения принципов и правил Всемирной торговой организации, а также о ходе и результатах проработки проекта решения Комиссии с органами исполнительной власти государств-членов, в рамках консультативных органов при Коллегии Комиссии, по итогам проведения юридической экспертизы.