II. Состав и структура бюджета для граждан

5. В бюджет для граждан рекомендуется включать:

глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "межбюджетные трансферты" и иные необходимые термины;

описание административно-территориального деления публично-правового образования;

основные показатели социально-экономического развития публично-правового образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемов жилищного строительства;

основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджетов, повышение эффективности расходов бюджетов;

основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), а также дефицит/профицит бюджета;

основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), направляемых в местные бюджеты, планируемых к получению из местных бюджетов;

уровень долговой нагрузки на бюджет публично-правового образования, в том числе с отражением структуры долга публично-правового образования по видам долговых обязательств;

информацию о позиции публично-правового образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления региональными (муниципальными) финансами;

сведения об учете мнения граждан (заинтересованных пользователей) о приоритетной для граждан (заинтересованных пользователей) информации, планируемой к представлению в составе бюджета для граждан, а также о содержании бюджета для граждан, понятности и достаточности представленной информации;

(абзац введен Приказом Минфина России от 04.12.2018 N 249н)

информацию о проведении и участии публично-правового образования в конкурсах проектов по представлению бюджетов для граждан, о реализации инициативных проектов, а также проектов, направленных на повышение финансовой и бюджетной грамотности населения.

(в ред. Приказов Минфина России от 15.10.2020 N 982, от 29.09.2023 N 443)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. При наличии официального сайта, официальной страницы в социальных сетях публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) и (или) специализированного информационного ресурса, предназначенного для размещения бюджетных данных, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" глоссарий, сведения об административно-территориальном делении публично-правового образования, иная информация, содержание которой остается неизменным на протяжении очередного финансового года и планового периода, могут быть представлены на указанных информационных ресурсах по решению финансового органа публично-правового образования.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 1067; в ред. Приказа Минфина России от 29.09.2023 N 443)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В состав информации о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется включать:

информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в сравнении с предыдущими годами;

информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).

7. Учитывая особенности классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.

8. Информацию о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности органов государственной власти (местного самоуправления), влияющей на изменение доходов бюджета.

9. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или иной целевой группе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия (результаты) государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы).

(в ред. Приказа Минфина России от 29.09.2023 N 443)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. В описание целевой группы рекомендуется включать характеризующую данную группу краткую информацию и определения, основанные на нормативных правовых актах с указанием их реквизитов и/или ссылок на них, а также комментарии к ним в доступной и понятной для граждан (заинтересованных пользователей) форме. Информация о целевой группе может быть представлена в виде справки, таблицы или с применением инфографики.

9.2. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, и другие); работники государственных и муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату государственных (муниципальных) заказов из бюджета (например, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).

9.3. Информация для целевой группы может быть представлена по следующим направлениям: количественные характеристики (численность целевой группы, доля в общей численности населения публично-правового образования, меры поддержки за счет средств бюджета публично-правового образования (льготы, денежные выплаты, компенсации, меры социальной поддержки); государственные и муниципальные услуги, оказываемые представителям целевой группы за счет средств бюджета публично-правового образования; мероприятия (результаты) государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), непосредственно направленные на целевую группу.

(в ред. Приказа Минфина России от 29.09.2023 N 443)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Информацию о расходной части бюджета публично-правового образования рекомендуется представлять в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) с указанием непрограммных расходов, выделяя общественно значимые проекты, реализуемые на территории публично-правового образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также реализованных инициативных проектов.

(в ред. Приказов Минфина России от 15.10.2020 N 982, от 29.09.2023 N 443)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Информацию о расходах бюджета в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ <*>) рекомендуется дополнять данными о достигнутых и планируемых целевых показателях программ (в сопоставлении с объемами бюджетных расходов, направляемых на достижение целевых показателей соответствующих программ). Данные о расходах и целевых показателях рекомендуется приводить в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).

--------------------------------

<*> В случае принятия публично-правовым образованием решения о формировании местного бюджета в программном формате.

11.1. В составе информации о расходах бюджета рекомендуется приводить сведения о достижении целей и (или) показателей и мероприятий (результатов) структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), в том числе сведения о достижении целей и (или) показателей и мероприятий (результатов) региональных проектов, обеспечивающих достижение целей и (или) показателей и мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.

(п. 11.1 введен Приказом Минфина России от 29.09.2023 N 443)

12. Сведения о расходах бюджета могут быть дополнительно представлены по разделам и подразделам классификации расходов бюджета и в разрезе видов расходов.

13. В составе информации о расходах бюджета рекомендуется приводить сведения об оценке объема предоставляемых налоговых и неналоговых льгот, установленных законодательством (решением) соответствующего публично-правового образования.

14. В составе бюджета для граждан рекомендуется включать сведения об общественно значимых проектах, в том числе о создаваемых в рамках данных проектов объектах капитального строительства общерегионального (межмуниципального) характера или имеющих важное значение для социально-экономического развития публично-правового образования.

15. Основными критериями для включения общественно значимого проекта в бюджет для граждан могут быть:

значительный объем расходов бюджета, направляемых на финансирование проекта;

общерегиональный (межмуниципальный) характер проекта;

широкий охват целевой аудитории (несколько целевых групп, на которые направлена реализация общественно значимого проекта).

16. По каждому общественно значимому проекту рекомендуется включать следующую информацию:

общие характеристики проекта (справочная информация) - наименование, место реализации, сроки реализации (для объектов капитального строительства - срок ввода в эксплуатацию);

объем финансирования - общий объем финансирования с разбивкой по годам и источникам финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, внебюджетные средства), целевые статьи расходов;

мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, непосредственно влияющие на целевые группы;

показатели (индикаторы), характеризующие процесс реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ;

ожидаемые результаты, характеризующие итоги реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

17. В состав информации о реализации в публично-правовом образовании инициативных проектов рекомендуется включать сведения о количестве реализованных инициативных проектов, финансовом и ином обеспечении реализации инициативных проектов, количестве граждан, принявших участие в процедурах выдвижения, отбора и реализации инициативных проектов, а также иные сведения о реализации инициативных проектов на территории публично-правового образования.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 15.10.2020 N 982)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется представлять с указанием причин отклонения фактических значений от утвержденных в законе (решении) о бюджете.

(п. 18 в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 1067)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В бюджеты для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа публично-правового образования, графике личного приема граждан руководством финансового органа, а также описание дополнительных способов участия граждан в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении в данном публично-правовом образовании, в том числе описание механизмов взаимодействия с депутатами законодательного (представительного) органа публично-правового образования.

20. В целях дополнительного информирования граждан финансовым органам публично-правового образования рекомендуется при составлении бюджета для граждан использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за год, предшествующий составлению бюджета для граждан.