13.1. Количественная оценка вероятности дефолта, уровня потерь при дефолте, величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, а также ожидаемых потерь должна учитывать всю существенную информацию и соответствовать следующим требованиям:
внутренняя оценка производится на основе статистических данных, а не основана исключительно на экспертном суждении;
оценки компонентов кредитного риска являются точными и основаны на существенных факторах, оказывающих влияние на изменение параметров, по которым определяются значения компонентов кредитного риска;
применяемые критерии и правила формирования выборки кредитных требований, используемой для количественной оценки компонентов кредитного риска, соответствуют внутренним документам банка и требованиям настоящего Положения;
количество кредитных требований в выборке и период времени, используемый для количественной оценки, достаточно для получения точных и надежных оценок в соответствии с внутренними документами банка;
результаты тестирования модели количественной оценки компонентов кредитного риска на данных за пределами выборки, используемой при построении модели количественной оценки компонентов кредитного риска, сопоставимы с результатами тестирования, полученными при построении модели на данных первоначальной выборки, с учетом допустимой погрешности;
данные, используемые для оценки компонентов кредитного риска, достаточны для получения точных оценок компонентов кредитного риска (в случае обнаружения ошибок и (или) записей с пропущенными (пустыми) значениями первичных данных банк выполняет процедуры повышения качества данных, в том числе определенные в абзаце шестом пункта 3 приложения 3 к настоящему Положению). В ином случае должен использоваться консервативный подход;
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
не допускаются корректировки полученных оценок компонентов кредитного риска в целях снижения совокупной величины кредитного риска;
данные, используемые для оценки компонентов кредитного риска, включают периоды, отражающие условия экономического спада. В ином случае должен использоваться консервативный подход с поправкой на условия экономического спада;
внутренние оценки компонентов кредитного риска основаны на едином определении дефолта, отвечающем требованиям пунктов 13.3 - 13.7 настоящего Положения;
учитывается любое изменение в практике кредитования или в процессе получения возмещения по кредитному требованию за период наблюдения;
абзац утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У;
(см. текст в предыдущей редакции)
полученные оценки компонентов кредитного риска пересматриваются не реже одного раза в год в сроки, определяемые внутренними документами банка, а также при поступлении существенной информации;
(в ред. Указания Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
данные, используемые для количественной оценки компонентов кредитного риска, являются репрезентативными (то есть соответствуют текущему портфелю кредитных требований банка, а условия кредитования и экономическая ситуация, соответствующие этим данным, сопоставимы с текущими условиями кредитования и экономической ситуацией), при этом требования настоящего абзаца не распространяются на расчет исторически наблюдаемых значений компонентов кредитного риска за долгосрочный период, осуществляемый банком в соответствии с абзацем пятнадцатым настоящего пункта;
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
полученные количественные оценки компонентов кредитного риска соответствуют исторически наблюдаемым значениям, рассчитанным за долгосрочный период, по которому у банка имеются данные, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности (период между пиками экономического спада). Для различных сегментов кредитных требований цикл деловой активности может различаться.
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.1.1. Количественная оценка вероятности дефолта определяется на основе простого среднего арифметического значения годовой частоты исторически наблюдаемых уровней дефолта в сегменте кредитных требований, которое рассчитывается за весь долгосрочный период, по которому у банка имеются данные, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности, но не может быть меньше простого среднего арифметического значения годовой частоты исторически наблюдаемых уровней дефолта в данном сегменте кредитных требований, рассчитанного за последние пять лет.
(п. 13.1.1 введен Указанием Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
13.2. Количественная оценка компонентов кредитного риска для приобретенной дебиторской задолженности должна отражать всю имеющуюся существенную информацию в отношении кредитных требований, лежащих в основе приобретенной дебиторской задолженности, включая данные, предоставленные продавцом дебиторской задолженности, или внешние данные в отношении портфелей дебиторской задолженности с аналогичными характеристиками. Банк проверяет в соответствии с порядком, предусмотренным его внутренними документами, достоверность данных, предоставленных продавцом дебиторской задолженности.
13.3. Дефолт заемщика (финансового инструмента для кредитных требований к розничным заемщикам) считается произошедшим с момента, когда имело место любое из следующих событий:
заемщик просрочил погашение перед банком любых кредитных обязательств, признаваемых существенными по величине просроченной задолженности в соответствии с пунктом 13.5 настоящего Положения, более чем на 90 календарных дней. Овердрафты будут считаться просроченными, как только заемщик нарушил действующий лимит или был извещен о том, что предоставленный ему лимит меньше его текущих непогашенных обязательств. Просроченная задолженность по кредитным картам, по которым предусматривается внесение минимального ежемесячного платежа, определяется с даты окончания срока внесения минимального ежемесячного платежа;
(в ред. Указания Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
возникли обстоятельства, свидетельствующие о невозможности погашения заемщиком своих обязательств из источников доходов, не включающих доходы от реализации обеспечения за исключением случаев, когда возможность погашения платежей по кредитным обязательствам за счет реализации обеспечения предусмотрена условиями первоначального договора с банком.
(в ред. Указания Банка России от 15.04.2020 N 5442-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.4. К обстоятельствам, свидетельствующим о невозможности погашения заемщиком своих обязательств, относятся следующее:
возникновение основания для признания значительного ухудшения качества кредитного требования, в результате чего банк производит списание или формирует (доначисляет) резервы на возможные потери и резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности в размере не менее 51 процента от суммы задолженности, по которой формируются (доначисляются) резервы. Требования настоящего абзаца не распространяются на кредитные требования к заемщикам, объединенные банком в портфели однородных ссуд, по которым оценка кредитного риска и формирование резервов осуществляются по портфелям однородных ссуд, а также на кредитные требования, резерв по которым был сформирован при первоначальном признании;
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
проведение реструктуризации задолженности, связанной с невозможностью исполнения заемщиком кредитных обязательств согласно первоначальным условиям договора, вследствие возникновения у заемщика финансовых трудностей (далее - вынужденная реструктуризация). Во внутренних документах в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Положения банк определяет критерии финансовых трудностей и критерии вынужденной реструктуризации исходя из того, что вынужденная реструктуризация приводит к сокращению величины кредитного требования путем списания части задолженности (основного долга и (или) процентов), увеличению срока погашения кредитного требования, изменению размера процентной ставки, порядка ее расчета, в том числе когда погашение кредитных обязательств осуществляется за счет предоставления банком или участником банковской группы других ссуд в случае неспособности заемщика осуществить такое погашение вследствие возникновения у него финансовых трудностей. При этом в качестве одного из критериев вынужденной реструктуризации банк определяет реструктуризацию задолженности вследствие возникновения у заемщика финансовых трудностей, приводящую к обесценению - уменьшению текущей приведенной стоимости денежных потоков, ожидаемых после реструктуризации, по сравнению с текущей приведенной стоимостью денежных потоков до рассматриваемой реструктуризации, более чем на 1 процент. При этом в случае проведения нескольких реструктуризаций в течение двух лет обесценение рассчитывается накопленным итогом за этот период. Банк определяет во внутренних документах ставку дисконтирования для расчета приведенной стоимости денежных потоков;
(см. текст в предыдущей редакции)
реализация кредитного требования с существенными экономическими потерями в результате ухудшения качества кредитного требования. Существенными признаются потери в размере 5 процентов и более от общей суммы реализуемых обязательств, которая включает средства, предоставленные банком заемщику и не погашенные им на дату продажи, комиссии, проценты, штрафы и пени, начисленные, но не полученные на дату продажи, но не включает неиспользованную часть условного обязательства кредитного характера (внебалансовых обязательств);
(в ред. Указания Банка России от 15.04.2020 N 5442-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
обращение банка в суд с заявлением о признании должника банкротом;
признание судом заемщика банкротом или введение судом в отношении заемщика процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление);
обращение заемщика в суд с заявлением о банкротстве или принятие заемщиком мер, направленных на неисполнение своих обязательств перед банком-кредитором, например, оспаривание условий кредитной сделки в суде.
В случаях, указанных в абзацах четвертом - седьмом настоящего пункта, при проведении реструктуризации вследствие возникновения у заемщика финансовых трудностей, приводящей к обесценению кредитного требования более чем на 1 процент, а также в случаях, для которых во внутренних документах банка определены критерии признания наступившими обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих кредитных обязательств, указанных в настоящем пункте (далее - событие дефолта), событие дефолта признается наступившим без вынесения на утверждение уполномоченному комитету банка (например, комитету по дефолтам или комитету по работе с проблемными активами). В иных случаях, указанных в настоящем пункте, решение о признании события дефолта наступившим утверждается уполномоченным комитетом банка на основании профессионального суждения, подготовленного подразделением банка, занимающимся управлением кредитным риском.
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уполномоченный комитет должен соответствовать следующим требованиям:
должностные лица банка, принимающие кредитные решения (в составе коллегиальных органов банка или индивидуально), составляют в уполномоченном комитете менее 50 процентов численного состава и при принятии решений о наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих кредитных обязательств, суммарное число голосов таких должностных лиц также менее 50 процентов от общего числа членов уполномоченного комитета, голосовавших по данному вопросу;
работники бизнес-подразделений банка, в том числе руководители этих подразделений, составляют в уполномоченном комитете менее 50 процентов численного состава, и при голосовании по вопросам наступления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих обязательств, суммарное число голосов таких работников банка также менее 50 процентов от общего числа членов уполномоченного комитета, голосовавших по данному вопросу, и такие работники не имеют права вето при принятии решений комитетом.
Датой наступления дефолта считается дата, когда впервые было зафиксировано обстоятельство, свидетельствующее о невозможности погашения заемщиком своих обязательств.
Служба внутреннего аудита банка не реже одного раза в год осуществляет проверку правильности выявления дефолта, в том числе работы уполномоченного комитета, включающую проверку соблюдения порядка принятия решений о наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих кредитных обязательств, обоснованности принимаемых комитетом решений и их соответствия требованиям настоящего Положения и внутренним документам банка.
13.5. Банк использует собственные критерии существенности величины просроченной задолженности заемщика для целей применения абзаца второго пункта 13.3 настоящего Положения, определив и обосновав их во внутренних документах, исходя из того, что установленные критерии позволяют избежать признания дефолтами тех случаев, когда наличие просроченной задолженности не свидетельствует о невозможности погашения заемщиком своих обязательств.
(см. текст в предыдущей редакции)
Во внутренних документах банка содержится подробное описание порядка подсчета количества просроченных дней по кредитному требованию, в особенности в отношении пересмотра даты начала отсчета количества просроченных дней по кредитному требованию в случае оздоровления заемщика (далее - пересмотр количества просроченных дней), а также продления и реструктуризации существующих кредитных требований. В отношении пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию во внутренних документах банка должны быть указаны:
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
должностные лица банка, утверждающие пересмотр количества просроченных дней;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
порядок предоставления отчетности в отношении случаев пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
минимальный период времени с момента возникновения кредитного требования в портфеле банка, начиная с которого возможен пересмотр количества просроченных дней по кредитному требованию;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
объем просроченной задолженности по финансовому инструменту, который дает право на пересмотр количества просроченных дней по кредитному требованию;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
максимальное количество случаев возможного пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
пересмотр способности заемщика погасить задолженность.
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
Методика банка в отношении пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию должна быть единой как для процесса кредитования заемщиков, так и для целей ПВР.
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У; в ред. Указания Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.6. В случае если кредитное требование, по которому произошел дефолт, с определенной даты более не соответствует событиям, указанным в пунктах 13.3 и 13.4 настоящего Положения, с этой даты начинает действовать период мониторинга длительностью не менее 90 дней, в течение которого кредитное требование должно учитываться как кредитное требование, находящееся в состоянии дефолта.
В случае если за период мониторинга по кредитному требованию повторно не наступили события, указанные в пунктах 13.3 и 13.4 настоящего Положения, кредитное требование на дату окончания периода мониторинга должно учитываться как кредитное требование, по которому нет дефолта.
В случае последующего наступления событий (одного из событий), указанных (указанного) в пунктах 13.3 и 13.4 настоящего Положения, дефолт считается произошедшим повторно.
(п. 13.6 в ред. Указания Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.7. Во внутренних документах банк отражает фактические дефолты по классам кредитных требований, используя определение дефолта, отвечающее требованиям пунктов 13.3 - 13.6 настоящего Положения. Внешние данные, используемые банком для построения рейтинговых систем, должны соответствовать пунктам 13.1 и 13.2 настоящего Положения.
(п. 13.7 в ред. Указания Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.8. Оценка вероятности дефолта для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам и финансовым организациям осуществляется для каждого разряда рейтинговой шкалы заемщиков на основе средних значений вероятностей дефолта, рассчитанных по данным за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности, с помощью следующих методов:
(см. текст в предыдущей редакции)
на основе среднего значения годовой частоты исторически наблюдаемых уровней дефолта заемщиков соответствующего разряда рейтинговой шкалы на внутренних данных банка. В случае если внутренние методики оценки кредитного риска заемщика, методики распределения заемщиков по разрядам рейтинговой шкалы или рейтинговая система изменились, для оценки вероятности дефолта должен применяться консервативный подход;
(в ред. Указания Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
на основе простой средней величины оценок вероятности дефолта, определяемой для всех заемщиков банка, отнесенных к соответствующему разряду рейтинговой шкалы на дату расчета, когда такие оценки получены с использованием статистических моделей прогнозирования дефолта. Банк должен использовать статистические модели вероятности дефолта в соответствии с требованиями пунктов 12.15 и 12.18 настоящего Положения;
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У;
(см. текст в предыдущей редакции)
на основе соотнесения внутренних разрядов рейтинговой шкалы с разрядами шкалы, используемой рейтинговыми агентствами, при этом должны быть соблюдены следующие требования:
(в ред. Указания Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
соотнесение разрядов рейтинговой шкалы основывается на сравнении внутренних критериев отнесения заемщиков к разрядам рейтинговой шкалы с критериями, используемыми рейтинговым агентством, а также на сравнении внутренних рейтингов и рейтингов рейтинговых агентств для одних и тех же заемщиков;
банк избегает несогласованности и непоследовательности при соотнесении разрядов рейтинговой шкалы или лежащих в их основе данных;
критерии рейтинговых агентств, лежащие в их основе данные, используемые для количественной оценки, ориентированы на риск заемщика, а не финансового инструмента;
банк использует оценки вероятности дефолта рейтинговых агентств с учетом соответствия определений дефолта рейтинговых агентств пунктам 13.3 и 13.4 настоящего Положения. При несоответствии банк проводит соответствующие корректировки применяемых оценок вероятности дефолта;
порядок соотнесения разрядов рейтинговой шкалы отражен во внутренних документах банка.
Вне зависимости от используемого источника данных (внешние, внутренние или сводные) период наблюдения не может быть менее пяти лет, по крайней мере для одного из источников. Если период наблюдения составляет более пяти лет для какого-либо источника данных и эти данные являются существенными, должен использоваться данный период. Банк не реже одного раза в год увеличивает период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.
(см. текст в предыдущей редакции)
Оценка вероятности дефолта для заемщиков с высоким отношением заемных средств к собственным средствам или для заемщиков, активы которых состоят преимущественно из активов, обращающихся на финансовых рынках, должна отражать изменение цены таких активов в периоды высокой волатильности цен на такие активы.
13.9. Для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, банк может оценивать ожидаемые потери для каждого разряда рейтинговой шкалы заемщиков на основе среднего значения годовой частоты дефолтов за долгосрочный период.
13.10. Если для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, банк получает оценки вероятности дефолта и уровня потерь при дефолте с использованием оценочной величины ожидаемых потерь и соответствующей оценки вероятности дефолта или уровня потерь при дефолте, требования к оценке потерь должны соответствовать требованиям к оценке вероятности дефолта или уровня потерь при дефолте, изложенным в настоящем разделе для кредитных требований к розничным заемщикам.
13.10.1. Оценка вероятности дефолта для кредитных требований к розничным заемщикам осуществляется для каждого разряда рейтинговой шкалы заемщиков (портфеля однородных кредитных требований) на основе средних значений вероятностей дефолтов по данным за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности, с помощью следующих методов:
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
на основе среднего значения годовой частоты исторически наблюдаемых уровней дефолта заемщиков соответствующего разряда рейтинговой шкалы на внутренних данных банка. В случае если внутренние методики оценки кредитного риска заемщика, методики распределения заемщиков по разрядам рейтинговой шкалы или рейтинговая система изменились, для оценки вероятности дефолта должен применяться консервативный подход;
на основе простой средней величины оценок вероятности дефолта, определяемой на дату расчета, для всех заемщиков банка, отнесенных к соответствующему разряду рейтинговой шкалы, когда такие оценки получены с использованием статистических моделей прогнозирования дефолта. Банк должен использовать статистические модели вероятности дефолта в соответствии с требованиями пункта 12.15 настоящего Положения;
на основе модели оценки ожидаемых потерь с использованием данных о реализованных потерях, отражающих условия экономического спада, если они выше, чем средневзвешенное значение уровня ожидаемых потерь за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности, и оценки уровня потерь при дефолте в соответствии с требованиями абзаца первого пункта 13.15 и пункта 13.16 настоящего Положения.
(п. 13.10.1 введен Указанием Банка России от 10.03.2019 N 5091-У)
13.11. Оценка вероятности дефолта для кредитных требований к розничным заемщикам должна удовлетворять следующим требованиям:
абзац утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У;
(см. текст в предыдущей редакции)
банк выявляет и анализирует ожидаемые изменения в оценке компонентов кредитного риска в течение всего срока до погашения кредитного требования, включая изменения частоты дефолтов, связанные с увеличением срока нахождения кредитного требования на балансе банка;
период наблюдения не может быть менее пяти лет, по крайней мере, для одного из источников (внешние, внутренние или сводные). Если период наблюдения более пяти лет для любого из источников статистической информации и эта статистическая информация является существенной для количественной оценки вероятности дефолта, должен использоваться данный период. Банк не реже одного раза в год увеличивает период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника;
(см. текст в предыдущей редакции)
внутренние данные, используемые для отнесения кредитных требований к разрядам рейтинговой шкалы (портфелям однородных кредитных требований), должны рассматриваться как основной источник информации для оценки компонентов кредитного риска. Внешние источники данных (включая сводную статистическую информацию) или внешние статистические модели могут использоваться при условии наличия взаимосвязей между используемым банком порядком отнесения кредитных требований к разрядам рейтинговой шкалы (портфелям однородных кредитных требований) и порядком (методикой), который (которая) используется во внешних источниках данных.
13.12. Для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к розничным заемщикам, банк может использовать внешнюю и внутреннюю статистическую информацию. Банк использует всю имеющуюся существенную статистическую информацию для получения оценки вероятности дефолта.
13.13. Утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У.
(см. текст в предыдущей редакции)
13.14. Банк оценивает потери, то есть экономический ущерб, который может быть понесен банком в отношении кредитного требования, в случае наступления дефолта, включая неполучение как образовавшейся на дату дефолта суммы основного долга, средств, предоставленных заемщику после даты наступления дефолта, так и начисленных на дату дефолта в соответствии с условиями договора процентов, комиссий, штрафов и пеней, не полученных в период взыскания долга, а также оплату банком прямых и (или) косвенных издержек, связанных с процедурой взыскания задолженности после даты дефолта.
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав экономического ущерба для целей оценки потерь не включаются начисленные после даты дефолта (как полученные, так и неполученные) комиссии, проценты, штрафы и пени, кроме целевых платежей, полученных банком для цели компенсации издержек, связанных с процедурой взыскания задолженности, произошедших после даты дефолта.
(в ред. Указания Банка России от 07.06.2023 N 6443-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Используемые для целей оценки потерь денежные потоки (оттоки) по кредитному требованию, которые могут быть получены в случае наступления дефолта (в том числе поступления от продажи обеспечения, издержки банка по взысканию задолженности, средства, предоставленные заемщику после даты наступления дефолта), дисконтируются по ставке, которую банк определяет во внутренних документах. В случае, указанном в абзаце втором пункта 13.6 настоящего Положения, банк вправе учитывать текущую сумму задолженности в составе денежных потоков (оттоков), используемых для целей оценки потерь, без учета дисконтирования.
(в ред. Указания Банка России от 07.06.2023 N 6443-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.15. Оценка уровня потерь при дефолте производится для каждого кредитного требования на основе средних значений уровня потерь при дефолте за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности по разряду рейтинговой шкалы финансовых инструментов, в соответствии с абзацем вторым пункта 12.6 настоящего Положения или по портфелю однородных кредитных требований к розничным заемщикам в соответствии с абзацем третьим пункта 12.7 настоящего Положения. Метод расчета среднего значения уровня потерь при дефолте (в том числе простое среднее, взвешенное по числу произошедших дефолтов, простое среднее, взвешенное по величине кредитного требования, подверженной риску дефолта) устанавливается банком исходя из определяемых во внутренних документах критериев прогнозной точности оценки потерь, при этом применяемая оценка уровня потерь при дефолте не может быть меньше, чем простое среднее значение, взвешенное по числу произошедших дефолтов. При расчете среднего значения уровня потерь при дефолте банком учитывается вся имеющаяся информация о потерях по всем произошедшим дефолтам за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности.
(в ред. Указания Банка России от 07.06.2023 N 6443-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В отношении кредитных требований к розничным заемщикам оценка уровня потерь при дефолте может быть получена на основе модели оценки ожидаемых потерь с использованием данных о реализованных потерях, отражающих условия экономического спада, если они выше, чем средневзвешенное значение уровня ожидаемых потерь за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности, и оценки вероятности дефолта.
В отношении кредитных требований к розничным заемщикам банк вправе производить как индивидуальную оценку уровня потерь при дефолте для каждого кредитного требования, так и оценку уровня потерь при дефолте на уровне портфеля однородных кредитных требований с использованием статистических моделей прогнозирования уровня потерь при дефолте с учетом фактических значений уровня потерь при дефолте за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности. Статистические модели прогнозирования уровня потерь при дефолте должны соответствовать требованиям пунктов 12.15 и 12.18 настоящего Положения.
(п. 13.15 в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.16. Банк оценивает уровень потерь при дефолте, соответствующий периодам экономического спада. В случае если полученное значение выше, чем оценка значения уровня потерь при дефолте, определенная в соответствии с пунктом 13.15 настоящего Положения, банк увеличивает оценку уровня потерь при дефолте на величину надбавки, рассчитанной как разница между оценкой уровня потерь при дефолте, соответствующей периодам экономического спада, и оценкой уровня потерь при дефолте, определенной в соответствии с пунктом 13.15 настоящего Положения.
Банк хранит в информационных системах значения полученных оценок уровня потерь при дефолте, определенных в соответствии с пунктом 13.15 настоящего Положения, надбавок и оценок уровня потерь при дефолте, определенных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Банк может использовать статистическую информацию из внешних источников для расчета уровня потерь при дефолте.
(п. 13.16 в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.17. Для каждого кредитного требования, которое находится в состоянии дефолта, банк оценивает уровень потерь при дефолте (LGDдефолт) как сумму:
(см. текст в предыдущей редакции)
ожидаемых потерь, рассчитываемых для каждого кредитного требования с учетом избранной банком стратегии возврата долга, включающей текущую экономическую ситуацию, условий инструмента, влияющих на возвратность долга, а также с учетом оценки стоимости обеспечения в случае его реализации после дефолта (наилучшая оценка ожидаемых потерь);
(в ред. Указания Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
дополнительных неожидаемых потерь, отнесенных к величине кредитного требования, подверженной риску дефолта, определенной в соответствии с пунктом 9.11 настоящего Положения, которые могут возникнуть в течение периода возмещения, в том числе связанных с возможным наступлением условий экономического спада и иными возможными факторами, связанными с особенностями заемщика и спецификой инструмента.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. - Указание Банка России от 07.06.2023 N 6443-У.
(см. текст в предыдущей редакции)
Банк не реже одного раза в три месяца пересматривает оценку уровня потерь при дефолте для кредитного требования, находящегося в состоянии дефолта, используя информацию о поступивших возмещениях, финансовом состоянии заемщика, стоимости и ликвидности обеспечения, результатов произведенных действий по взысканию долга.
13.18. Оценка уровня потерь при дефолте для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам, финансовым организациям должна основываться на периоде наблюдений не менее семи лет, как минимум для одного из источников статистической информации. Банк не реже одного раза в год увеличивает период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.
(см. текст в предыдущей редакции)
13.19. Оценка уровня потерь при дефолте для кредитных требований к розничным заемщикам должна основываться на периоде наблюдений длительностью не менее пяти лет как минимум для одного из источников статистической информации. Банк не реже одного раза в год увеличивает период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.
(см. текст в предыдущей редакции)
13.20. Банк, использующий ППВР, должен соответствовать следующим требованиям:
оценка величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, осуществляется по каждому инструменту на основе средней ожидаемой величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, взвешенного по количеству произошедших дефолтов за долгосрочный период, охватывающий как минимум полный цикл деловой активности, банк использует всю имеющуюся информацию по кредитным требованиям, по которым произошел дефолт;
(см. текст в предыдущей редакции)
банк использует оценку величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, отражающую условия экономического спада, если она более консервативна, чем средневзвешенное значение величины кредитного требования, подверженной риску дефолта за долгосрочный период;
оценка величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, учитывает не только средства, предоставленные заемщику на момент расчета величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, но и средства, которые могут быть предоставлены заемщику на момент возможного дефолта и после его наступления. При этом должны учитываться случаи превышения заемщиком лимитов и случаи полного использования доступного лимита;
(в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
при наличии высокой степени зависимости между частотой дефолтов и величиной кредитного требования, подверженной риску дефолта, оценка величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, должна быть более консервативной;
во внутренних документах банка обоснован выбор факторов, влияющих на оценку величины кредитного требования, подверженной риску дефолта. Значения указанных факторов оцениваются за период не более чем 12 месяцев до даты дефолта;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У; в ред. Указания Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
банк осуществляет оценку влияния каждого фактора модели на величину кредитного требования, подверженной риску дефолта;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
в банке установлена политика в отношении мониторинга счетов и движения денежных средств по счетам клиента с целью предотвращения дальнейших заимствований в случае ухудшения кредитоспособности заемщика, нарушения договорных условий или других случаев технического дефолта;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
в банке установлены системы и процедуры контроля размера денежных средств, предоставленных заемщику, текущих непогашенных остатков по кредитным линиям, а также изменения размера предоставленных банком денежных средств по каждому заемщику и по каждому разряду рейтинговой шкалы. Банк в состоянии контролировать непогашенные остатки на ежедневной основе;
(абзац введен Указанием Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
кредитные требования в выборке, используемой для оценки величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, сопоставимы с кредитными требованиями в текущем портфеле банка по размеру активов заемщиков, по финансовому положению заемщиков, по лимиту, доступному заемщику для списания, по составу и типу кредитных продуктов заемщиков.
(абзац введен Указанием Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)
13.21. Для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам, финансовым организациям минимальный период наблюдения для расчета величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, не может быть менее семи лет. Банк ежегодно увеличивает период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.
13.22. Для кредитных требований к розничным заемщикам минимальный период наблюдения для расчета величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, не может быть менее пяти лет.
13.23. Условия приобретения дебиторской задолженности позволяют банку распоряжаться правами на указанную задолженность и контролировать поступление денежных средств по приобретенной дебиторской задолженности, включая случаи банкротства продавца дебиторской задолженности или агента, осуществляющего управление приобретенной дебиторской задолженностью (далее - финансовый агент). Если заемщик производит платежи непосредственно продавцу дебиторской задолженности или финансовому агенту, банк не реже одного раза в месяц проверяет поступление платежей и их соответствие условиям контракта.
13.24. Банк контролирует состояние приобретенной дебиторской задолженности и финансовое состояние финансового агента и продавца дебиторской задолженности в случае выполнения им функций финансового агента следующим образом:
банк оценивает влияние финансового состояния продавца дебиторской задолженности и финансового агента на качество обслуживания дебиторской задолженности путем присвоения внутреннего рейтинга каждому продавцу дебиторской задолженности и финансовому агенту, а также использует процедуры, направленные на снижение негативного влияния финансового состояния продавца дебиторской задолженности на качество обслуживания дебиторской задолженности;
в банке установлен порядок оценки финансового положения продавца дебиторской задолженности и финансового агента;
в банке не реже одного раза в месяц проводятся проверки достоверности поступающей информации от продавца дебиторской задолженности или финансового агента, случаев противоправных действий или ошибок (недостатков) в операционной деятельности, оценивается качество кредитной политики продавца дебиторской задолженности, политика и процедуры финансового агента по взысканию денежных средств;
банк оценивает характеристики портфеля приобретенной дебиторской задолженности, просроченные платежи по портфелю кредитных требований приобретенной дебиторской задолженности и созданные под них резервы, условия платежей, возможность взаимозачета кредитных требований между продавцом дебиторской задолженности и заемщиком;
в банке установлен порядок контроля уровня концентрации кредитных требований на одного заемщика внутри и между различными портфелями приобретенной дебиторской задолженности;
банк получает актуальные отчеты о сроках погашения дебиторской задолженности и разводнении дебиторской задолженности для контроля соблюдения внутренних стандартов банка в отношении приобретенной дебиторской задолженности и выполнения продавцом дебиторской задолженности условий ее продажи.
Банк вправе дополнительно определить другие способы контроля.
Результаты таких проверок (оценок) отражаются во внутренних документах банка.
(п. 13.24 в ред. Указания Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.25. В банке установлены внутренние процедуры в части:
контроля ухудшения финансового состояния продавца дебиторской задолженности и финансового агента, а также качества обслуживания приобретенной дебиторской задолженности, урегулирования возникающих проблем (в частности, позволяющие выявить нарушения условий договора, инициировать обращение в суд и (или) урегулирование просроченной приобретенной дебиторской задолженности);
контроля соблюдения всех контрактных условий инструмента, а также внутренних документов банка, определяющих условия кредитования в зависимости от качества дебиторской задолженности.
13.26. В банке установлены следующие внутренние способы оценки соблюдения всех внутренних процедур в отношении приобретенной дебиторской задолженности:
проверка соблюдения внутренних процедур на каждом этапе приобретения дебиторской задолженности не реже одного раза в год;
проверка финансирования приобретения дебиторской задолженности (финансирование осуществляется только при предоставлении установленного банком обеспечения и документации по приобретаемой дебиторской задолженности (например, аккредитивов, накладных, документов об отгрузке);
проверка процедур оценки продавца дебиторской задолженности (финансового агента) и оценки заемщика (функции по оценке продавца дебиторской задолженности (финансового агента) и оценке заемщика разделены, функции по оценке продавца дебиторской задолженности (финансового агента) и выездным проверкам продавца дебиторской задолженности (финансового агента) также разделены);
проверка операций (действий) структурных подразделений, осуществляющих учет операций по основной деятельности, которая должна прежде всего ориентироваться на квалификацию и опыт сотрудников.
(п. 13.26 в ред. Указания Банка России от 01.12.2015 N 3869-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей