Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1. Общие сведения

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В графе 3 приводятся общее число объединений в организации дополнительного образования детей на конец отчетного года.

Под объединениями подразумеваются клубы, кружки, секции, лаборатории, студии, оркестры, ансамбли и т.п., то есть группы детей, объединенных для занятий тем или иным видом деятельности, обучение которых ведет один руководитель <*>.

--------------------------------

<*> Для целей заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения.

В графе 4 приводятся данные о численности учащихся, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей, на конец отчетного года (по состоянию на 31 декабря).

В графу 4 должны включатся все учащиеся, независимо от продолжительности обучения по дополнительной общеобразовательной программе.

Если один и тот же ребенок занимается не в одном, а в нескольких объединениях, сведения о нем повторяются столько раз, во скольких объединениях он состоит.

В графе 5 из общей численности учащихся выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья, в графе 6 - дети-инвалиды.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Статья 2) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации понятие "инвалид" и "лицо с ограниченными возможностями здоровья" не являются идентичными.

Если учащийся имеет ограниченные возможности здоровья и является инвалидом, он показывается и в графе 5, и в графе 6.

Из общей численности учащихся (графы 4) выделяются девочки (графа 7).

В графе 8 - приводится общее число посещений, определяемое на основании табелей (журналов) посещаемости, путем суммирования численности детей, посетивших объединение за каждый день отчетного года.

Если один и тот же ребенок посетил несколько объединений, сведения о его посещении повторяются столько раз, сколько объединений за каждый день он посетил.

По строке 01 показывается общее число объединений, общая численность учащихся и общее число посещений.

По строкам 02 - 08 число объединений, численность учащихся и число посещений распределяются по направлениям дополнительных общеобразовательных программ:

- технической направленности (строка 02) - начальное моделирование, электрифицированные игрушки, изучение и применение микрокалькуляторов; изучение и конструирование техники (автолюбители, мотолюбители, картинг, багги, конструирования малогабаритной техники, юных комбайнеров, трактористов); электротехника, радиотехника, электронная техника; юные рационализаторы и изобретатели; информатика и вычислительная техника и др.;

- естественнонаучной направленности (строка 03) - приобретение умения и навыков творческой научно-исследовательской, рационализаторской и опытнической деятельности;

- физкультурно-спортивной направленности (строка 04) - плавание, баскетбол, футбол, легкая атлетика, национальные спортивные игры, стрелковые и др.;

- художественной направленности (строка 05) - музыкальные (хоровые, оркестровые, инструментальные); хореографические; театральные; фольклорные; литературные; цирковые; изобразительного и декоративно-прикладного искусства; кино-фото-видео искусства и др.;

- туристско-краеведческой направленности (строка 06) - туризм и краеведение;

- социально-педагогической направленности (строка 07) - патриотическое и гражданское воспитание детей.

Строка 01 равна сумме строк 02 - 08 по всем графам.

По строкам 09 - 11 приводится численность учащихся с использованием сетевой, электронной и дистанционной, интерактивной форм обучения.

Сетевая форма (строка 09) реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости - с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (Статья 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Сетевая форма может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. Организации, использующие сетевые формы обучения, также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Под электронным обучением (строка 10) понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников (Статья 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Под дистанционными образовательными технологиями (строка 10) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, независимо от места нахождения обучающихся (Статья 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Под технологией интерактивного обучения <*> (строка 11) понимается система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение.

--------------------------------

<*> Для целей заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения.

К интерактивным методам обучения относятся предлагаемые музеями, библиотеками, культурно-выставочными площадками такие инновационные организационные формы дополнительного образования для детей, как парки и музеи науки, мастерские по цифровому дизайну, компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, эксплораториумы (интерактивный научный музей и обучающая лаборатория, где посетители могут принять участие в увлекательных экспериментах).

К данному методу обучения относятся также различные мастер-классы, научные наблюдения, эксперименты, исследования, спортивные соревнования и пленэры на открытом воздухе.