5. Организация проведения реформы и ее этапы

Управление процессом проведения структурной реформы на федеральном железнодорожном транспорте осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти под контролем Правительства Российской Федерации.

В центральном аппарате Министерства путей сообщения Российской Федерации осуществляется разделение структурных подразделений, выполняющих функции государственного и хозяйственного управления, в том числе по управлению монопольным сектором, а также создается Департамент реформирования железнодорожного транспорта.

Организуется работа по разделению функций, работ (заказов) и имущества между железными дорогами и создаваемыми в рамках Министерства путей сообщения Российской Федерации компаниями.

В процессе реформ должна быть обеспечена широкомасштабная подготовка и переподготовка кадров, привлечение к управлению новых специалистов, особенно в области экономики, финансов и права.

Реформирование структуры железнодорожного транспорта осуществляется поэтапно.

Первый этап реформы - 1998 - 1999 годы.

В этот период осуществляется научно - методическая подготовка реформирования федерального железнодорожного транспорта, в основном разрабатывается нормативно - правовая база, необходимая для проведения структурной реформы, создаются компании по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении и начинается формирование грузовых компаний. При этом будут приниматься меры по финансовой поддержке социально значимых перевозок, работ и услуг за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, прекращению перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

Разрабатываются научно обоснованные рекомендации и подготавливается необходимая документация по количеству и условиям создания компаний, финансово - хозяйственному регулированию их деятельности, условиям и порядку взаимодействия с железными дорогами, обеспечению ими требований безопасности движения поездов, конкретизации ответственности перед пассажиром и грузоотправителем за обеспечение потребности в перевозках.

Продолжится вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта и передача в муниципальную собственность объектов жилищно - коммунального хозяйства, акционирование и приватизация общестроительных организаций, заводов, предприятий торговли и общественного питания, других предприятий и объектов непрофильной сферы, не связанных с работой железнодорожного транспорта.

Создаются условия для обеспечения прозрачности финансовых потоков на железнодорожном транспорте.

Разрабатываются и вводятся новые тарифы на перевозки железнодорожным транспортом.

Для создания правовой базы реформирования федерального железнодорожного транспорта необходимо внесение изменений в Федеральные законы "О федеральном железнодорожном транспорте",естественных монополиях", "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", налоговое законодательство и иные нормативные правовые акты.

Второй этап (4 - 5 лет).

Отрабатываются и нормализуются все аспекты деятельности и взаимоотношений грузовых и пассажирских компаний с железными дорогами и пользователями услуг в новой структуре управления. Оценивается практическая эффективность принятых решений и конкретизируются пути дальнейших реформ.

Завершается в основном передача объектов жилищно - коммунального хозяйства, акционирование и приватизация предприятий непрофильной сферы железнодорожного транспорта.

Проводится работа по выведению из состава железных дорог или закрытию убыточных малодеятельных линий или принимаются меры по изысканию источников для покрытия их убыточности.

Третий этап.

В зависимости от результатов реформы на первых этапах и наличия конкуренции на железнодорожном транспорте рассматривается вопрос разделения инфраструктуры железных дорог на ремонтный и эксплуатационный комплексы, возможности акционирования грузовых и пассажирских компаний.

При принятии решения об отнесении железнодорожного транспорта к иным формам собственности, помимо федеральной, будут подготовлены необходимые изменения в законодательстве Российской Федерации.

Будет рассмотрен вопрос целесообразности разделения государственных и хозяйственных функций Министерства путей сообщения Российской Федерации, создания государственной центральной железнодорожной компании по организации хозяйственной деятельности железных дорог.