2. Монопольный и конкурентный сектора на федеральном железнодорожном транспорте

2. Монопольный и конкурентный сектора на федеральном

железнодорожном транспорте

Часть видов деятельности, осуществляемая в системе железнодорожного транспорта, является монопольной. Причем по причинам технологического характера этот монополизм не может быть преодолен традиционными рыночными методами, по крайней мере, в ближайший период. Это делает необходимым выделение на железнодорожном транспорте производственно - технологического сектора, являющегося естественной монополией и в связи с этим нуждающегося в особом режиме функционирования и управления при прямом регулировании со стороны государства.

К монопольному производственно - технологическому сектору на железнодорожном транспорте относятся:

инфраструктура железнодорожного транспорта - железнодорожные пути и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава в пути следования и обслуживающие их депо, локомотивное хозяйство;

услуги, оказываемые предприятиями и организациями инфраструктуры железнодорожного транспорта;

технические и информационные системы, обеспечивающие управление движением поездов и формирование заказов на пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта;

централизованно регулируемая система разработки графика движения и расписания, а также технология обслуживания пассажирских поездов в пути следования и комплекс АСУ "Экспресс".

В зависимости от конкретных условий на первых этапах реформы к монопольному сектору могут относиться грузовые терминалы и пассажирские вокзалы.

К конкурентному сектору на железнодорожном транспорте относятся:

доставка грузов и пассажиров;

услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, а также весь комплекс транспортно - экспедиционных услуг.

Реформирование структуры железнодорожного транспорта в стратегическом плане должно происходить на базе организационного разграничения монопольного и конкурентного секторов с перспективой отказа от осуществления естественно - монопольных и конкурентных видов деятельности одними и теми же хозяйствующими субъектами. Однако в среднесрочной перспективе при осуществлении реформирования железнодорожного транспорта следует воздержаться от механического разграничения этих двух секторов и допустить возможность сохранения у одних и тех же организаций обоих видов деятельности исходя из практической целесообразности.