1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730; Российская газета, 2013, N 238) (далее - Закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - постановление).
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 21.11.2013 N 838)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В Министерстве обороны Российской Федерации <*> проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации - нормативными правовыми актами; проекты нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации - проектами нормативных правовых актов.
3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
4. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции <*>.
--------------------------------
<*> Часть 2 статьи 1 Закона.
5. При подготовке проектов нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должностные лица органов военного управления обязаны руководствоваться следующим:
а) коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются <*>:
--------------------------------
<*> Пункт 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением (далее - Методика).
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов (органов военного управления (их должностных лиц));
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами)) действий в отношении граждан и организаций;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов (органов военного управления (их должностных лиц));
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами)) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
б) коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются <*>:
--------------------------------
<*> Пункт 4 Методики.
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами)) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
(см. текст в предыдущей редакции)
юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
6. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. При этом к рассмотрению принимаются только проекты нормативных правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными органами военного управления.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации.
Задачами мониторинга являются:
своевременное выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;
устранение выявленных коррупциогенных факторов.
При мониторинге осуществляется:
а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов;
б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов;
в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением.
При обнаружении в ходе мониторинга в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов орган военного управления - разработчик нормативного правового акта подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений в указанный нормативный правовой акт или его отмене и после согласования с заинтересованными органами военного управления представляет в Правовой департамент Министерства обороны для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком.
7. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - не более 10 дней со дня поступления в Правовой департамент Министерства обороны.
8. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом Правовым департаментом Министерства обороны при проведении антикоррупционной экспертизы (далее - заключение).
9. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта или должностным лицом <*>.
--------------------------------
<*> Часть 5 статьи 4 Закона.
10. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в Правовой департамент Министерства обороны, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт regulation.gov.ru) с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты указанных нормативных правовых актов размещаются на сайте regulation.gov.ru не менее чем на 7 дней.
(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 528)
Органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов при направлении их на рассмотрение в Правовой департамент Министерства обороны в сопроводительном письме указывают ID проектов нормативных правовых актов, размещенных на сайте regulation.gov.ru.
(п. 10 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 21.11.2013 N 838)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов указывают адрес электронной почты Правового департамента Министерства обороны (Pd_1otdel@mil.ru) для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Поступившие заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов регистрируются в Правовом департаменте Министерства обороны.
При поступлении заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Правовой департамент Министерства обороны возвращает проект нормативного правового акта органу военного управления - разработчику нормативного правового акта вместе с копией поступившего заключения для подготовки и отправки мотивированного ответа гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу (далее - ответ).
(п. 11 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 21.11.2013 N 838)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений он подлежит повторному размещению на сайте regulation.gov.ru.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения Министерством обороны. По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов <*>, и одновременно сообщается об этом в Правовой департамент Министерства обороны с представлением копии указанного ответа.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 21.11.2013 N 838)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<*> Часть 3 статьи 5 Закона.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей