Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 3.1.4.1. "Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом"

Вопрос 1: Обзор основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение пассажирских и грузовых перевозок в России. Требования при лицензировании автотранспортной деятельности. Система управления и регулирования автотранспортной деятельности на федеральном и региональном уровне.

В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулирует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ (далее - Устав).

Основными участниками отношений, на которых при пользовании услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта распространяется действие настоящего Устава, являются перевозчики, фрахтовщики, грузоотправители и грузополучатели, пассажиры, фрахтователи, владельцы инфраструктуры, а также представители указанных лиц, в частности экспедиторы, агенты.

Что касается грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом, то под ними в данном случае понимаются услуги по доставке грузов и пассажиров в пункт назначения следующими транспортными средствами:

- грузовыми автомобилями;

- автомобильными прицепами, полуприцепами;

- автобусами;

- трамваями;

- троллейбусами;

- легковыми автомобилями.

Следует отметить, что не все отношения, вытекающие из перемещения грузов и пассажиров в пространстве автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, регулируются Уставом. Так, если такое перемещение осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом к месту жительства заготовленного сена или дров. Перевозка является более узким по отношению к транспортировке понятием и всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира.

Оказание услуг перевозчиком пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям на объектах транспортной инфраструктуры возможно как в рамках договора перевозки, так и в рамках договора транспортной экспедиции. В первом случае речь идет об обязательных для перевозчика услугах, без которых невозможно выполнить договор перевозки. Транспортно-экспедиционные услуги не входят в круг обязанностей перевозчика по договору перевозки, хотя и связаны с перевозкой грузов.

Диапазон регулируемых Уставом общественных отношений является ограниченным. За его пределами находятся отношения:

- связанные с перевозкой почты;

- связанные с организацией перевозок грузов;

- связанные с организацией перевозок пассажиров;

- между транспортными организациями, вытекающие из узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов;

- вытекающие из договора перевозки в прямом смешанном сообщении;

- вытекающие из договора буксировки;

- вытекающие из перевозки грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом в международном сообщении;

- связанные с перевозками городским подземным электрическим пассажирским транспортом;

- между органами власти и хозяйствующими субъектами, выполняющими перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении не регулируются Уставом, а международными договорами Российской Федерации. К числу таковых следует отнести:

Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.);

Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.) и др.

Уставом урегулированы только общие условия:

- грузовых и пассажирских перевозок;

- оказания услуг пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, фрахтовщикам на объектах транспортной инфраструктуры.

В связи с этим возникает необходимость принятия нормативно-правовых актов, конкретизирующих данные условия.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утверждены "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров) и "Правила перевозок грузов автомобильным транспортом" постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов).

Правила перевозки пассажиров устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Уставом, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок и вводят понятия, которые означают следующее:

"автовокзал" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

"автостанция" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

"багажный автомобиль" - транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;

"коммерческий акт" - документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;

"кондуктор" - должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;

"легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

"таксометр" - оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;

"транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

"транспортное средство категории "M2" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

"транспортное средство категории "M3" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

Помимо общих положений в содержание Правил перевозки пассажиров входят разделы, посвященные регулярным перевозкам пассажиров и багажа, перевозкам пассажиров и багажа по заказу, перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, забытым и найденным вещам, порядку оформления претензий и составления актов. В приложениях приведены различные формы документов.

Правила перевозок грузов устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Правовое значение деления грузов на виды заключается в том, что права, обязанности и ответственность участников отношений по организации и осуществлению перевозки грузов различаются в зависимости от свойств перевозимого груза. При этом под организацией перевозки понимается определенная последовательность действий ее участников, направленная на подготовку перевозки грузов. К числу таких действий следует отнести: выбор маршрута перевозки, переговоры с перевозчиком, маркировка и упаковка грузов, заполнение перевозочных документов, погрузка и пломбирование грузов в случае, если такая обязанность лежит на грузоотправителе.

В Правилах перевозки грузов используются следующие понятия:

"сопроводительная ведомость" - документ, служащий для учета и контроля использования контейнера;

"партия груза" - груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу;

"грузовое место" - материальный объект, принятый для перевозки;

"тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств.