Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Содержание учебного материала

Тема 3.1.4.2. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты на автомобильном транспорте

Вопрос 1: Законодательные и нормативные документы по охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности при выполнении грузовых и пассажирских автомобильных перевозок, проведении погрузо-разгрузочных работ, работ по поддержанию требуемого уровня технического состояния автотранспортных средств. Пожарная безопасность и соблюдение противопожарного режима.

Государственные нормативные требования охраны труда, направленные на предупреждение производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний работников на автомобильном транспорте, установлены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте" (далее - правила Минтруда N 28). Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Правила Минтруда N 28 распространяются на работников автотранспортных организаций, автотранспортных цехов, участков других организаций, которые предоставляют услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.

Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации. Правила устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств, производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.

В организациях, помимо Правил Минтруда N 28, должны соблюдаться также государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Федерального надзора в сфере промышленной безопасности, Госстандарта России, Госстроя России, Минздрава России, Государственной противопожарной службы, МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, которые осуществляют государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании автотранспортных средств.

При ремонте, обслуживании и эксплуатации автотранспортных средств работники организаций могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов.

Основные физические опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

- повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- отсутствие или недостаток естественного освещения;

- недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны.

Основным химическим опасным и вредным производственным фактором является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны.

Все операции по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств необходимо выполнять с соблюдением Правил Минтруда N 28. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортных средств должны проводиться в специально отведенных для этого местах, которые оснащены необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

Автомобили, которые направляются на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымытыми и очищенными от грязи и снега. Ответственный работник, мастер, начальник участка, контролер технического состояния руководит постановкой автомобилей на посты. Контролеры технического состояния должны осуществлять въезд автомобилей в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра и их постановку на рабочие посты проверок. Они должны иметь удостоверения водителя автомобиля соответствующей категории. После постановки автомобиля на пост нужно заблокировать его стояночным тормозом, выключить зажигание, перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем, установить рычаг переключения передач, контроллера, на нейтральное положение, под колеса необходимо подложить не менее двух специальных упоров, башмаков. На рулевое колесо должна быть в обязательном порядке повешена табличка с предупредительной надписью: "Двигатель не пускать - работают люди!". На автомобили, которые имеют дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена также и у этого устройства.

Запрещается присутствие людей в полосе движения автомобиля при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении. При обслуживании автомобиля на подъемнике, гидравлическом, электромеханическом, на пульте управления подъемником должна быть также вывешена табличка с предупредительной надписью: "Не трогать - под автомобилем работают люди!". В рабочем, поднятом, положении плунжер гидравлического подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, штангой, который гарантирует невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должно в обязательном порядке иметься устройство сигнализации световой, звуковой или другой, своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания о моменте начала перемещения автомобиля с поста на пост. Включение конвейера для перемещения автомобиля с поста на пост может быть разрешено только после включения сигнала звукового или светового, диспетчером или специально выделенным работником, который назначается приказом по организации. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

Пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания или ремонта могут осуществлять только водитель-перегонщик, бригадир слесарей или слесарь, назначаемые приказом по организации, прошедшие в установленном порядке инструктаж при наличии у них удостоверения водителя. Перед проведением работ, которые связаны с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо провести дополнительную проверку выключения зажигания, перекрытия подачи топлива для дизельных автомобилей, нейтральное положение рычага переключения передач, контроллера, освободить рычаг стояночного тормоза.

После окончания выполнения необходимых работ автомобиль необходимо затормозить стояночным тормозом. Работники, которые производят обслуживание и ремонт автомобиля, должны быть обеспечены соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также СИЗ. Работники, производящие работы вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, обеспечиваются лежаками.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами, домкратами, талями, кроме стационарных упоров, подставляются вначале под неподнимаемые колеса специальные упоры, башмаки, затем необходимо вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Для произведения ремонта, замены подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или для долива в него масла устанавливается под поднятый кузов специальный дополнительный упор, исключающий возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

При произведении ремонта и обслуживания верхней части автобусов и грузовых автомобилей работников необходимо обеспечить подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы нельзя.

Уборка рабочего места от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков может производиться только с помощью щетки.

Необходимо использование подъемно-транспортных механизмов при снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг - мужчинами и 10 кг - женщинами, до двух раз в час, и 15 кг - мужчинами и 7 кг - женщинами, более двух раз в час.

Не допускается в соответствии с пунктом 2.1.1.19 Правил Минтруда N 28:

- работать лежа на полу, земле, без лежака;

- выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, домкратах, талях и тому подобному, кроме стационарных;

- выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков, упора или штанги под плунжер, под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп, на передвижные, в том числе канавные подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых - страховочное, препятствующее самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- оставлять автомобиль после окончания работ вывешенными на подъемниках;

- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

- снимать и ставить рессоры на автомобили, прицепы, полуприцепы всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

- поднимать, вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

- поднимать, даже кратковременно грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;

- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;

- поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

- оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;

- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

- сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов. Работник, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара, емкости из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом; вне емкости должны находиться два специально проинструктированных помощника. Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк и закреплен с наветренной стороны.

К поясу работника внутри емкости прикрепляется страховочный трос, свободный конец которого должен быть выведен через люк наружу и надежно закреплен. Помощники, находящиеся наверху, должны наблюдать за работником, держать страховочный трос, страхуя работающего в емкости.

Ремонт топливных баков, заправочных колонок, резервуаров, насосов, коммуникаций и тары из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей необходимо производить только после полного удаления их остатков и обезвреживания. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок автомобилей-рефрижераторов проводятся в строгом соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

Специальный водитель перегонщик или другой работник, назначаемый приказом по организации, должен быть выделен для осуществления перегона автомобилей на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов.

В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей не допускается:

- протирать автомобиль и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями, бензином, растворителями и тому подобным;

- хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и так далее в количествах, превышающих сменную потребность;

- заправлять автомобиль топливом;

- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

- загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и тому подобным;

- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

Разлитое масло или топливо должно быть немедленно удалено с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения. Обтирочные материалы, промасленные концы, ветошь и тому подобное, которые используются в процессе работы, должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня должны быть удалены из производственных помещений в специально отведенные места.

Управлять автомобилем на территории организации разрешается только водителям или работникам, назначенным приказом по организации, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспорта.

Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач, контроллера, поставлен в нейтральное положение. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, предварительно необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева. Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается в исключительных случаях. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

- пусковую рукоятку поворачивать снизу верх;

- не брать рукоятку в обхват;

- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

- не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

Скорость движения автомобиля по территории не должна превышать 20 км/ч, а в помещениях - 5 км/ч, а на площадках для проверки тормозов - 40 км/ч.

Работодатель обязан выпускать на линию технически исправные и укомплектованные автомобили, что подтверждается подписями в путевом листе работника, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя. Работодатель обязан информировать водителя перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в рейс продолжительностью более 1 суток - проверять их исправность и укомплектованность автомобиля дополнительными приспособлениями, оборудованием. При направлении в дальний рейс грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения. При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку автомобиля, исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородние автобусные маршруты, должен быть обеспечен графиком, расписанием движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрута с указанием опасных участков.

Работодатель не имеет права:

- заставлять водителя выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов;

- направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами.

При направлении двух и более водителей транспортных средств для совместной работы на срок более двух суток работодатель обязан приказом назначить работника, ответственного за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей этой группы транспортных средств. При остановке на отдых вне населенных пунктов работник, ответственный за охрану труда, должен организовать дежурство для контроля за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности.

Не допускается:

- перевозка людей на безбортовых платформах; на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова; на длинномерном грузе и рядом с ним; на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов; в кузове автомобиля-самосвала; в кузове специализированных грузовых автомобилей, рефрижераторов и др.;

- нахождение в автомобиле лиц во время его движения по территории организации, при обкатке, опробовании, перестановке и т.п., не имеющих к этому прямого отношения;

- движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах;

- выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу;

- отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове автомобиля на стоянке при работающем двигателе;

- стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.

Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя. В случае обнаружения водителем при работе на объектах грузоотправителя или грузополучателя грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю, он обязан поставить об этом в известность работника, отвечающего за погрузку, разгрузку.

При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить его от самопроизвольного движения:

- выключить зажигание или прекратить подачу топлива;

- установить рычаг переключения передач, контроллера, в нейтральное положение;

- затормозить стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры, башмаки. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить три человека - водитель, рабочий-сцепщик и работник, координирующий их работу. При этом водитель подает автомобиль назад малым ходом, строго выполняя команды координирующего работника. В исключительных случаях - дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п., сцепку разрешается проводить одному водителю. В этом случае он должен:

- затормозить прицеп стояночным тормозом;

- проверить состояние буксирного устройства;

- положить специальные упоры, башмаки, под колеса прицепа;

- произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепов, а также крепление страховочных тросов, цепей на прицепах, не имеющих автоматических устройств.

Перед началом движения задним ходом автомобиль нужно зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач, контроллер, должен находиться в нейтральном положении. Запрещается для отключения коробки передач пользоваться педалью сцепления. Сцепка и расцепка автомобиля производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться по одной прямой. Борта полуприцепов должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа. Соединительные шланги и электропровода автомобиля и прицепов должны быть подвешены при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.

При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.

Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и угла естественного откоса грунта, что оговаривается в договоре на производство работ и доводится до сведения водителя.

При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15 - 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки.

Перед подъемом части автомобиля домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить людей из салона, кузова, кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров, башмаков. При вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него подставку, козелок, и опустить на нее кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

Не допускается:

- подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;

- движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;

- допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц, грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.;

- устанавливать домкрат на случайные предметы;

- выполнять какие-либо работы, находясь под автомобилем, вывешенном только на домкрате, без установки козелка;

- использовать в качестве подставки под вывешенное автомобиля случайные предметы - камни, кирпичи и т.п.;

- выполнение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

- сцепщику при подаче автомобиля к прицепу находиться между ними;

- проводить на линии водителям городских автобусов какие-либо ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.

При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

Водитель перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.

Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий, при этом подать звуковой сигнал. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади водитель должен требовать, а грузоотправитель обязан выделять одного работника для организации движения автомобиля.

При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4 объема, обязан снизить скорость до минимальной величины для исключения возможности опрокидывания.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле не допускается:

- подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другими способами;

- применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

- оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы, ветошь, концы и т.п.;

- допускать скопление на двигателе грязи и масла;

- курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя, в том числе у топливных баков;

- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой, ветошью. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

На заправочном пункте не допускается:

- курение и пользование открытым огнем;

- проведение ремонтных и регулировочных работ;

- заправка автомобиля топливом при работающем двигателе;

- перелив топлива;

- нахождение пассажиров в кабине, салоне или кузове автомобиля.

При работе в зимнее время не допускается:

- выпускать в рейс автомобили, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;

- прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;

- подогревать двигатель открытым пламенем;

- перевозить пассажиров, грузчиков и работников, сопровождающих грузы, в открытом кузове.

Работодатель перед направлением автомобиля в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций и т.п., а также помещений для отдыха по всему пути следования. Движение автомобиля по трассе ледовой переправы организуется в один ряд. При этом дверцы автомобиля должны быть открыты, а ремни безопасности - отстегнуты. Не допускается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу. Не допускаются на ледовой переправе какие-либо остановки автомобиля. Неисправные автомобили должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом длиной не менее 50 м. В случае обнаружения трещин на ледовой переправе водитель обязан немедленно сообщить об этом работникам дороги и администрации своей организации.

На ледовой переправе не допускается:

- заправлять автомобиль топливом и смазочными материалами;

- сливать горячую воду из системы охлаждения на лед; при необходимости воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову;

- перемещение автомобиля в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;

- остановки, рывки, развороты, обгоны других автомобилей.

В условиях бездорожья одиночное автотранспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

Не допускается въезд на паром, нахождение на нем и выезд автомобиля с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на автомобиль, находящийся на пароме. После въезда на паром двигатели автомобилей должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом автомобиля с парома. Автомобили на пароме должны быть заторможены стояночным тормозом. Запрещается оставлять автомобили с дизельными двигателями с включенной передачей. Под колеса автомобилей, расположенных у въезда-выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья или должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание автомобиля от падения в воду при его случайной подвижке. Провоз на паромных переправах и пропуск по наплавному мосту автомобиля с взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами должен осуществляться в индивидуальном порядке. Нахождение на пароме при их перевозке пассажиров и других автомобилей запрещается.

Переправа колонны автомобилей вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, ответственным за соблюдение требований безопасности, при этом осуществляется выбор и разработка плана переправы. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении. Брод необходимо обозначить вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы брода. Проверенная ширина брода должна быть не менее трех метров. Место брода, при регулярном пользовании им, должно быть помечено указателем "БРОД" с двух сторон. Переправа вброд грузового автомобиля разрешается при глубине брода не более 0,8 м и при скорости течения воды не более 0,7 м/с. Одиночные автомобили могут переправляться вброд только в местах, обозначенных табличкой "БРОД", при этом водитель должен убедиться, что глубина брода и скорость течения воды не превышает установленных норм.

Не допускается:

- встречное движение при переправе вброд;

- переправа через водные преграды любой ширины в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода и при скорости ветра более 12 м/с.

Погрузка и разгрузка грузов, крепление их и тентов на автомобиль, а также открывание и закрывание бортов автомобиля, полуприцепов и прицепов осуществляются силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций, базы, колонны механизации погрузочно-разгрузочных работ и др., с соблюдением требований настоящих Правил и других действующих нормативных правовых актов и государственных стандартов. Погрузочно-разгрузочные работы могут выполнять водители только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре и прохождения целевого инструктажа. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного работника, назначаемого приказом руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности перевозок и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от работника, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других грузоподъемных средств, а при незначительных объемах - средствами малой механизации. Для погрузки и выгрузки грузов массой более 30 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5 м необходимо использовать средства механизации. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 30 кг на одного грузчика. В исключительных случаях допускается производить вручную погрузку и выгрузку груза массой 60 кг, одного места, двумя грузчиками.

В местах производства погрузочно-разгрузочных работ в зоне обслуживания грузоподъемных механизмов не допускается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к этим работам. Работник, ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ, обязан проверять перед началом работы исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря. В местах работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков во избежание скольжения трапы, подмости, платформы, пути прохода должны быть очищены от грязи, снега, льда и, в необходимых случаях, посыпаны песком или мелким шлаком. Если при погрузке и разгрузке возникает опасность для работников, выполняющих эти работы, то работник, ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ, должен прекратить работу и принять меры к устранению этой опасности.

Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи. Для фиксации груза в кузове автомобиля должны применяться деревянные или металлические упоры, щиты и т.п. Открывать и закрывать борта кузова автомобиля разрешается не менее чем двум работникам. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза. Автомобили, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, должны быть дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости, деревянными прокладками (досками).

Перемещение легковесных грузов массой не более 60 кг от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную двумя работниками, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м. При большем расстоянии и массе груза более 60 кг транспортировка, погрузка и разгрузка на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках должны быть механизированы.

При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова и должен располагаться равномерно по всей площади кузова.

Штучные грузы на автомобиль должны быть установлены, уложены, а в необходимых случаях и закреплены таким образом, чтобы во время транспортировки исключалась возможность их падения или смещения. Ящичный, катно-бочковой и другие штучные грузы должны быть плотно уложены, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении, резком торможении, трогании с места и крутых поворотах они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прокладки и распорки. При укладке грузов и катно-бочковой тары в несколько рядов их накатывают по слегам или покатям боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Катно-бочковые грузы разрешается грузить, разгружать вручную путем перекатывания. Если пол площадки и пол кузова расположены на разных уровнях, то катно-бочковые грузы должны грузиться, разгружаться по слегам двумя работниками вручную при массе одного места не более 60 кг, а при массе более 60 кг эти грузы должны грузиться (разгружаться) при помощи прочных канатов и механизмов. Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально пробкой вверх. При перемещении ящичных грузов, во избежание травмирования рук, каждый ящик необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы металлической обивки ящиков должны быть забиты или извлечены. Пылящие грузы разрешается перевозить в автомобиле, открытых кузовах, оборудованных пологами и уплотнениями.

Водители и грузчики, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пылящих грузов, должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами, а ядовитых веществ - противогазами. При работе в респираторах или противогазах работникам должен предоставляться периодический отдых со снятием респираторов или противогазов. Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.

Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более, длинномерные грузы, перевозят на автомобиле с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться. Погрузка и выгрузка длинномерных штучных грузов, рельсов, труб, балок, бревен и т.п., должны быть механизированы. Разгрузка вручную требует обязательного применения прочных слег. Эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками. Длинномерные грузы различной длины должны укладываться так, чтобы более короткие располагались сверху. При погрузке длинномерных грузов на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной транспортного средства, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

Полуприцепы должны загружаться, начиная с передней части, во избежание опрокидывания, а разгружаться - с задней части.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами перед началом работ должен быть проведен целевой инструктаж. В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила безопасной работы с ними, меры оказания первой медицинской помощи. Опасные грузы принимаются к перевозке в специальной опломбированной таре. Пломбирование тары с опасным грузом является обязательным. Необезвреженная пустая тара из-под опасных грузов должна быть опломбирована. На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны иметься ярлыки, обозначающие: вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке. Транспортировка бутылей с кислотами должна производиться в специально оборудованных приспособлениях, предохраняющих бутыли от падения и ударов. Бутыли с кислотами во время транспортировки должны находиться в корзинах или деревянных ящиках, обрешетках, с прочными ручками.

При погрузке, выгрузке и транспортировке баллонов со сжатыми газами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

- перемещать баллоны до места погрузки или от места выгрузки необходимо на специальных тележках, предохраняющих баллоны от тряски и ударов, в положении лежа и с закрытыми металлическими колпаками вентилями;

- автотранспортное средство должно быть оборудовано обитыми войлоком стеллажами с выемками по размеру баллонов;

- перевозить баллоны в вертикальном положении можно только в специальных контейнерах.

При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей водитель должен находиться у пульта аварийной остановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны водитель должен находиться с наветренной стороны. Погрузка опасного груза на автомобиль и выгрузка его из автомобиля производится только при выключенном двигателе, за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае находится у пульта управления насосом. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойства груза. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.

Не допускается:

- выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней;

- совместная перевозка опасных веществ и пищевых продуктов или фуражных грузов;

- совместная перевозка кислородных и ацетиленовых баллонов, за исключением случаев транспортировки двух баллонов на специальной тележке к рабочему месту;

- переносить баллоны без носилок, бросать их, катать, переносить на плечах, удерживая за предохранительный колпак;

- курение и использование открытого огня при погрузке, разгрузке и перевозке взрывопожароопасных грузов;

- опускать груз на автомобиль, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине;

- применять для подклинивания груза вместо деревянных клиньев другие предметы;

- переноска катно-бочковых грузов на спине, плече, независимо от их веса;

находиться перед скатываемыми катно-бочковыми грузами или сзади грузов, накатываемых по слегам;

- перекатывать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края;

- грузить горячие грузы в деревянные кузова;

- перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

- загораживать грузом двери кабины водителя;

- грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

- крепить длинномерный груз или коники, стоя на нем;

- устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга, в два ряда, без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время движения.

Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

К кабине, салону автомобиля предъявляются следующие требования:

- боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;

- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;

- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;

- пол кабины, салона и кузова автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

Органы управления автомобиля должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля, автобуса. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укрепленной. Запрещается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений. Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. В отношении каждого объекта, за исключением индивидуальных жилых домов, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, которое осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

Руководитель организации в отношении помещений для хранения, стоянки транспорта в количестве более 25 единиц, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры, обеспечивает разработку плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре, а также оснащение указанных помещений и площадок открытого хранения транспортных средств, кроме индивидуальных, буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос, штанга на 10 единиц техники. Переезды и переходы через внутриобъектовые железнодорожные пути должны быть свободны для проезда пожарных автомобилей. Количество переездов через пути должно быть не менее 2.

В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения, стоянки транспорта запрещается:

- устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем предусмотренное в проектной документации на данный объект, нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

- загромождать выездные ворота и проезды;

- производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;

- заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;

- хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;

- подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;

- подогревать двигатели открытым огнем, костры, факелы, паяльные лампы, пользоваться открытыми источниками огня для освещения;

- устанавливать транспортные средства, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Вопрос 2: Трудовой кодекс Российской Федерации; продолжительность и состав рабочего времени водителей автомобилей; суммированный учет рабочего времени управления автомобилем; время отдыха; работа водителей в нерабочие праздничные дни.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Помимо законов, федеральных и субъектов РФ, нормы о рабочем времени могут содержаться и в иных актах, не относящихся к трудовому праву. К таким актам относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также локальные нормативные акты, действующие только в пределах организации и регулирующие отношения работника и работодателя, в том числе распределение и учет рабочего времени.

Примером нормативных правовых актов, устанавливающих периоды рабочего времени и иные периоды, относящиеся к рабочему времени отдельных категорий работников, является Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (далее - Положение).

Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы, сменности, водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений разрабатываются с учетом норм Положения.

Графики работы, сменности, на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день, смену, с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы, сменности, устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного междусменного и еженедельного отдыха. График работы, сменности, утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы, сменности, продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы, сменности. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы, смены, не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства, работы, не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы, смены, водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, перечисленных ниже:

- в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы, смены, может быть увеличена до 12 часов.

- если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя, при этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя;

- при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы, смены? может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические, внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные, перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы, смены, может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы, смены, не превышает 9 часов.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы, смены, не должна превышать продолжительности ежедневной работы, смены, в вышеперечисленных случаях. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Водителям легковых автомобилей, кроме автомобилей-такси, а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы, сменности, при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

- время управления автомобилем;

- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути, в месте стоянки, перед началом и после окончания смены;

- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, контрактом, заключенным с водителем;

- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

- время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы, смены, не может превышать 9 часов, за исключением случаев, перечисленных ниже:

- при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы, смены, может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов;

- при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем, при этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, сверхурочной работы, не может превышать 90 часов.

В условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы, смены, а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

- при необходимости выполнить, закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена, закончена в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

- при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

- для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

- при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

- при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

- при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия, пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии, и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, при этом работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня, смены, вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы, смены, более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность, общая продолжительность перерывов, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем. Продолжительность ежедневного, междусменного, отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день, смену. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного, междусменного, отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного, междусменного, отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным, междусменным отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни, еженедельный непрерывный отдых устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы, сменности, при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

- для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

- для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия, пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии, и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, непрерывно действующие организации, работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями.

Работникам, за исключением работников, получающих оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад.

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы, сменности, как рабочие включается в норму рабочего времени учетного периода.