Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 5

МЕТОДИКА

ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ВОЖДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ

И КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Умение водителя управлять автомобилем можно представить в виде двух уровней. Первый уровень - наличие навыков регулирования скорости и траектории автомобиля. Второй - умение анализировать дорожную ситуацию и обеспечивать движение со скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом, которые соответствуют безопасным значениям, и которые определяют положение границ безопасного управления. Водитель оценивает безопасные значения скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с ошибкой. Основной причиной систематического перехода границ безопасного управления является отсутствие обратной связи, информирующей водителя об этом, и позволяющей ему корректировать свои ошибки.

Когда транспортный поток не является свободным, водитель вынужден двигаться со скоростью потока. В этих условиях повышение эффективности управления автомобилем возможно только путем уменьшения расхода топлива. Действия водителя, направленные на снижение расхода топлива, полностью совпадают с действиями, обеспечивающими безопасное управление. При снижении расхода топлива так же повышается экологичность управления автомобилем. Поэтому обучение экономичному управлению является тем главным звеном в цепи проблем, связанных с управлением автомобилем, потянув за которую мы повысим эффективность, безопасность и экологичность управления автомобилем.

Основой эффективного, безопасного и экологичного управления является оптимальная модель управления автомобилем, сформулированная в разделах 1.1.2.1.2 и 1.1.2.2.

В отсутствие обратной связи, оценку качества управления автомобилем можно сравнить с оценкой прыжков в высоту без планки. Устройство контроля вождения (УКВ), описанное в разделе 1.1.2.9, создает обратную связь и позволяет установить требования к умению водителя управлять автомобилем в инструментально измеряемых показателях качества управления. Наличие инструментально измеряемых показателей качества управления позволяет установить понятные требования качеству управления автомобилем, при выполнении которых водитель может быть допущен к участию в дорожном движении.

Самая совершенная система обучения водителей не может подготовить водителя высокой квалификации. Для этого он должен приобрести опыт и повысить свою квалификацию. Наличие инструментально измеряемых показателей качества управления позволяет создать систему требований к водителям различного уровня мастерства.

Для надежного управления автомобилем, водитель должен находиться в состоянии функционального комфорта. В процессе обучения вождению на дорогах общего пользования кандидат в водители находится в состоянии повышенной психической напряженности. В момент достижения заданного уровня качества управления автомобилем, уровень психической напряженности остается повышенным. Процесс обучения необходимо считать завершенным после того, как уровень психической напряженности снизится до допустимого стресса.

Повышенная психическая напряженность водителя может быть вызвана двумя причинами: недостаточным уровнем навыков регулирования скорости и траектории автомобиля; агрессивным вождением при высоком уровне навыков регулирования скорости и траектории автомобиля.