МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 марта 2012 г. N Д23и-909

ПО ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с разделом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Общий порядок образования земельных участков регулируется Главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом действующее законодательство не ограничивает способы образования земельных участков, в том числе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.

Таким образом, преобразование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, может осуществляться любым из указанных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации способов, в том числе путем раздела такого земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона об обороте владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 14 Закона об обороте участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности действовать без доверенности при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 14.1 Закона об обороте общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

Таким образом, имеется противоречие между положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Законом об обороте в части документов, являющихся основанием для раздела земельного участка. По мнению Департамента недвижимости, учитывая, что отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Законом об обороте, раздел земельных участков, указанных в обращении, проводится на основании решения общего собрания участников долевой собственности.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, если общим собранием участников долевой собственности, которое в соответствии со статьей 14 Закона об обороте считается правомочным, принято решение о преобразовании земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, соглашение об образовании земельных участков не требуется. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи, когда земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 4, 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 4 февраля 2010 г. N 42, при разделе ранее учтенного земельного участка, которому при осуществлении государственного кадастрового учета присвоено наименование "единое землепользование" (далее - единое землепользование), с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, в рассматриваемом в обращении случае при разделе земельного участка, представляющего собой единое землепользование, исходный земельный участок сохраняется в измененных границах с прежним кадастровым номером при условии, если после преобразования в составе данного единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

В отношении правомерности принятого органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков сообщаем, что содержащейся в обращении информации недостаточно для подготовки обоснованного ответа по данному вопросу.

Директор Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН