Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление

ее результатов

22. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки.

Программа аудиторской проверки должна содержать:

а) наименование объекта аудита;

б) тему аудиторской проверки;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

Образец оформления программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.

23. Программа аудиторской проверки утверждается директором ФСТЭК России не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

24. Утратил силу. - Приказ ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет проверяющим;

е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

(п. 25 в ред. Приказа ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

(см. текст в предыдущей редакции)

25.1. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности объектов аудита, сформированной ФСТЭК России, проверяющий применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям: существенность ошибки и вероятность допущения ошибки.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению проверяющего.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.

(п. 25.1 введен Приказом ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

26. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы проверки, а также способы сбора данных.

Сплошной способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки.

Выборочный способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы (проверяющим) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки для последующего формирования доказательств.

27. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектом аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

28. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 календарных дней.

По решению директора ФСТЭК России срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней на основании мотивированного обращения проверяющего.

29. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество проверяемых и анализируемых документов;

б) получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;

в) наличие обстоятельств непреодолимой силы.

30. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено директором ФСТЭК России на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (проверяющего).

31. Основаниями приостановления аудиторской проверки являются:

а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объекта аудита (на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности);

б) непредставление объектом аудита информации, документов и материалов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов, информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки (на период устранения перечисленных обстоятельств);

в) необходимость обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита.

Период, на который приостанавливается аудиторская проверка, определяется в каждом конкретном случае с учетом времени, необходимого на устранение причин ее приостановления.

32. На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

33. Проверяющий в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

34. Проведение аудиторской проверки возобновляется по решению директора ФСТЭК России при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.

35. Проверяющий в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита.

36. Решение о продлении, приостановлении, возобновлении аудиторской проверки оформляется приказом ФСТЭК России.

37. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.

При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

(в ред. Приказа ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) утратил силу. - Приказ ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150.

(см. текст в предыдущей редакции)

38. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим).

Один экземпляр акта аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита или уполномоченному им лицу под расписку.

39. При наличии возражений по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной и электронной форме.

Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 10 рабочих дней со дня поступления возражений готовит по ним заключение в письменной форме, которое направляет объекту аудита.

40. Письменные возражения объекта аудита к заключению на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.

41. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) в течение 10 календарных дней составляет отчет о результатах аудиторской проверки (образец оформления отчета приведен в приложении N 4 к настоящему Положению), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

(в ред. Приказа ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектами аудита, сформированной ФСТЭК России, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении ФСТЭК России порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

(пп. "г" в ред. Приказа ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

42. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим), с приложением акта аудиторской проверки представляется директору ФСТЭК России. По результатам рассмотрения указанного отчета директор ФСТЭК России вправе принять одно или несколько из следующих решений:

(в ред. Приказа ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;

(в ред. Приказов ФСТЭК России от 29.03.2018 N 50, от 29.08.2018 N 150)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 32 Положения об осуществлении в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом Федеральной службы по техническому и экспортного контроля от 18 апреля 2016 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2016 г., регистрационный N 42718).

(пп. "д" введен Приказом ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

42.1. При принятии директором ФСТЭК России решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 42 настоящего Положения, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями проверяющего и осуществляет контроль за его выполнением.

(п. 42.1 введен Приказом ФСТЭК России от 29.08.2018 N 150)

43. Решения директора ФСТЭК России, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.