Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

Приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 08.09.2015 N 347

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ

И ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; 2015, N 29, ст. 4359), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, N 27, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979; N 7, ст. 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145; N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389), от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 157; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713; 2008, N 24, ст. 2867, N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224, N 18, ст. 2248; 2010, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 981; N 47, ст. 6662; 2012, N 37, ст. 5002, N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999, N 24, ст. 3000, N 32, ст. 4311), от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2014, N 44, ст. 6065), от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2012, N 1, ст. 145; 2013, N 37, ст. 4707), от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2011, N 21, ст. 297).

2. Функциональная подсистема контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет силы и средства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.

3. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - подсистема РСЧС), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

4. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в пределах полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, положениями о территориальных управлениях Ростехнадзора, а также настоящим Положением.

5. Подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях.

6. Задачами подсистемы РСЧС являются:

контроль за готовностью организаций, эксплуатирующих химически опасные и взрывопожароопасные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;

выявление нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, их причин и условий и принятие мер по их устранению;

обеспечение готовности Ростехнадзора к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах.

7. Деятельность подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами.

8. Общее руководство деятельностью подсистемы РСЧС осуществляет руководитель Ростехнадзора. Непосредственное руководство подсистемой РСЧС осуществляют заместители руководителя Ростехнадзора, координирующие деятельность структурных подразделений Ростехнадзора, осуществляющих регулирование промышленной безопасности.

9. В рамках подсистемы РСЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.

10. Координирующим органом подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - КЧС). Компетенция, задачи, организация и порядок работы КЧС определяются Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом руководителя Ростехнадзора <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктом 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.

11. Постоянно действующими органами управления подсистемы РСЧС являются:

на федеральном уровне - структурные подразделения Ростехнадзора, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах;

на региональном уровне - подразделения территориальных органов, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за промышленной безопасностью на химически опасных и взрывопожароопасных объектах.

12. Органами повседневного управления подсистемы РСЧС являются:

на федеральном уровне - отдел оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности Ростехнадзора;

на региональном уровне - уполномоченные отделы территориальных органов.

13. Силы и средства подсистемы РСЧС предназначены для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах и контроля за действиями этих объектов в случае возникновения на них чрезвычайных ситуаций.

14. К силам подсистемы РСЧС относятся должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, которые в соответствии со служебными обязанностями осуществляют:

контроль и надзор за готовностью поднадзорных организаций, сил и средств химически опасных и взрывопожароопасных объектов к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;

контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации, консервации и ликвидации химически опасных и взрывопожароопасных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих объектах, транспортировании опасных веществ на химически опасных и взрывопожароопасных объектах;

участие в техническом расследовании причин аварий на поднадзорных химически опасных и взрывопожароопасных объектах.

Персональный состав должностных лиц центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Ростехнадзора, осуществляющих функционирование подсистемы РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, назначается приказами руководителя Ростехнадзора и руководителей территориальных органов соответственно.

15. К средствам системы связи, оповещения и информационного обеспечения подсистемы РСЧС относятся:

автоматизированные рабочие места отраслевых управлений центрального аппарата и отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности Ростехнадзора;

системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;

информационные ресурсы, состоящие из документированной информации на бумажных и машиночитаемых носителях, включая комплекс нормативных и методических документов, реестры выданных лицензий, условия действия лицензий, а также перечни и справочники, содержащие информацию по химически опасным и взрывопожароопасным объектам;

телекоммуникационная система, состоящая из локальных вычислительных сетей и технических средств передачи данных.

16. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в части химически опасных и взрывопожароопасных объектов) <1>, планами КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами проведения противоаварийных тренировок, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах.

--------------------------------

<1> В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2015, N 29 (часть I), ст. 4372) и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401.

17. Финансовое обеспечение функционирования подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Ростехнадзору в соответствии с действующим законодательством.

18. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

19. Решением руководителя Ростехнадзора для соответствующих органов управления и сил подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

20. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами подсистемы РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

проведение плановых и внеплановых проверок химически опасных и взрывопожароопасных объектов в части выполнения требований промышленной безопасности на территории Российской Федерации;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией о состоянии промышленной безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах на территории Российской Федерации;

планирование действий органов управления и сил подсистемы РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

совершенствование подготовки органов управления Ростехнадзора к действиям при чрезвычайных ситуациях на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, организация обучения работников Ростехнадзора способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

б) в режиме повышенной готовности:

перевод отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности на усиленный режим работы;

введение при необходимости круглосуточного дежурства в штатном или сокращенном составе руководителей и должностных лиц органов управления и сил подсистемы РСЧС;

проведение работ по подготовке внештатных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и подразделений территориальных органов к функционированию в режиме аварийного реагирования;

усиление контроля за состоянием безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах и за прогнозированием эксплуатирующей организацией возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников Ростехнадзора о приемах и способах защиты от них;

уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов подсистемы РСЧС при возможном развитии чрезвычайной ситуации;

выработка мер по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора и их устойчивой деятельности;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

оповещение руководителя Ростехнадзора о возникших чрезвычайных ситуациях;

организация работы в режиме аварийного реагирования внештатных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и групп аварийного реагирования подразделений территориальных органов;

организация работ по всестороннему обеспечению действий сил и средств подсистемы РСЧС;

непрерывный сбор и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

поддержание взаимодействия органов управления и сил всех уровней подсистемы РСЧС с органами МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями;

контроль за выполнением мер по проведению мероприятий по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора в районе чрезвычайной ситуации.

21. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2277; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753; 2014, N 11, ст. 1088), для органов управления и сил подсистемы РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

22. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.