Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Требования к организации деятельности организации по ТО

54. Организация по ТО:

а) Выполняет работы, указанные в приложении к сертификату, в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, руководства по деятельности организации по ТО и федеральных авиационных правил.

б) Может привлекать третьих лиц для выполнения части работ по техническому обслуживанию. Если привлекаемое лицо не имеет сертификат организации по ТО в соответствии с Правилами, привлекающая организация по ТО должна обеспечить соблюдение привлекаемым лицом требований, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и выполнение требований пункта 68 Правил.

в) После проведения работ в соответствии с требованиями подпунктов "а" и "б" настоящего пункта выдает свидетельство о техническом обслуживании воздушного судна после выполненного технического обслуживания воздушного судна или талон годности компонента после выполнения технического обслуживания компонента.

г) Организация по ТО может самостоятельно изготовлять детали и сборочные единицы в соответствии с эксплуатационной документацией воздушного судна или компонента, предназначенные для использования в ее работе и не предназначенные для продажи третьим лицам, при указании в руководстве процедур выполнения таких работ.

55. Организация по ТО не выполняет работы, для выполнения которых у нее на момент проведения работ отсутствуют необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами.

56. Организация по ТО не выдает свидетельство о техническом обслуживании воздушного судна или талон годности компонента, если его техническое обслуживание не было выполнено в соответствии с Правилами и эксплуатационной документацией.

57. Организация по ТО может выполнять техническое обслуживание, временно перемещая материалы, оборудование и персонал, необходимые для выполнения работ, при условии выполнения требований, установленных в пункте 32 Правил, и в случае, если выполнение работ необходимо в связи с непредвиденными обстоятельствами или заранее предусмотрено в руководстве, которое содержит положения по организации и выполнению работ в местах, расположенных вне постоянного месторасположения организации по ТО и линейных станций.

58. Организация по ТО, выполняющая техническое обслуживание воздушных судов эксплуатанта, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки, должна соблюдать применимые к ней положения руководства по техническому обслуживанию эксплуатанта.

59. Руководство Организации по ТО должно соответствовать требованиям Правил и должно быть согласовано с уполномоченным органом.

Организация по ТО обновляет руководство при изменениях воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующих деятельность, а также условий и областей деятельности организации по ТО.

при изменениях нормативных правовых актов воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующих ее деятельность, а также условий и областей деятельности организации по ТО.

Организация по ТО обеспечивает доступность руководства для использования всеми работниками организации по ТО и контроль за его выполнением.

60. Организация по ТО уведомляет уполномоченный орган, выдавший сертификат, об изменениях в руководстве в течение пяти рабочих дней с момента внесения указанных изменений. В случае если уполномоченный орган, выдавший сертификат, выявит в указанных изменениях нарушение требований Правил или выявит в ходе проверки несоответствие руководства требованиям Правил, организация по ТО в течение 15 дней с момента получения информации о выявленных нарушениях устраняет выявленные нарушения и информирует об этом орган, выдавший сертификат.

61. Руководство содержит:

Часть 1. Основные данные:

а) полное наименование организации по ТО, адрес местонахождения, номер телефона, факса, адрес электронной почты, место осуществления основной деятельности, а также местонахождение линейных станций (если имеются);

б) обязательства организации по ТО по постоянному обеспечению соблюдения установленных данным руководством процедур;

в) организационную структуру организации по ТО, отражающую все уровни управления, функциональные подразделения;

г) список руководящего персонала, включающий следующие или эквивалентные им по обязанностям должности:

руководитель;

заместитель руководителя по качеству;

заместитель руководителя по производственной деятельности (при наличии).

В указанном списке приводятся: должности, фамилии, имена, отчества (при наличии), их полномочия и обязанности;

д) перечень подтверждающего персонала организации по ТО;

е) данные о численности персонала подразделений организации по ТО;

ж) описание условий деятельности организации по ТО, включая условия деятельности линейных станций, требования к которым установлены в пункте 32 Правил;

з) перечень заявленных (разрешенных) типов воздушных судов, обслуживаемых компонентов, не установленных на воздушное судно, с указанием выполняемых на каждом из них видов работ (форм технического обслуживания) для каждого места деятельности, включая специальные виды работ. Перечень обслуживаемых компонентов, не установленных на воздушное судно;

и) процедуры внесения изменений в руководство, включая процедуру уведомления персонала организации по ТО, других пользователей руководства, а также уполномоченного органа, выдавшего сертификат.

Часть 2. Общие правила и процедуры технического обслуживания:

а) процедуры оценки поставщиков компонентов, материалов, инструмента и оборудования, а также организаций или лиц, работающих по договору подряда;

б) процедуры приемки и проверки компонентов, материалов для технического обслуживания, поступающих от поставщиков;

в) процедуры хранения, маркировки и выдачи со склада компонентов, материалов;

г) процедуры приемки, хранения, маркировки инструмента и оборудования для технического обслуживания;

д) процедуры проведения испытания (поверки), проверки, калибровки инструмента и оборудования для технического обслуживания;

е) процедуры использования инструмента и оборудования персоналом во время выполнения технического обслуживания;

ж) процедуры получения документации разработчика воздушного судна, компонентов. Описание процедуры получения, оценки, изменения и рассылки в рамках организации по ТО данных о поддержании летной годности, полученных от организации, ответственной за типовую конструкцию;

з) производственная документация по техническому обслуживанию воздушных судов и компонентов, описание процессов выдачи производственной документации на техническое обслуживание, ее оформление, прием от исполнителей, контроль, обработка и хранение. Производственная документации может быть оформлена как отдельное приложение к руководству;

и) процедура планирования выполнения технического обслуживания, включая планирование трудозатрат персонала;

к) описание системы сбора, хранения и предоставления информации о произведенных организацией по ТО работах;

л) процедуры выполнения изменений конструкции воздушного судна;

м) процедуры устранения неисправностей, выявленных во время технического обслуживания;

н) процедура оформления свидетельства о техническом обслуживании на воздушное судно после выполненного технического обслуживания, талона годности компонента, условия их оформления, а также определение категорий персонала, которые должны их подписывать;

о) описание процедур системы, в рамках которой информация об отказах, неисправностях, дефектах и других происшествиях, установленная воздушным законодательством Российской Федерации, передается организации, ответственной за типовую конструкцию данного воздушного судна, уполномоченному органу, заказчику;

п) процедура возврата неисправных компонентов на склад;

р) процедура передачи воздушного судна с незаконченными работами по техническому обслуживанию от одной смены (бригады) в другую, от одного подразделения в другое, от исполнителя - заказчику;

с) ведение перечней заказчиков и подрядных организаций, если таковые имеются;

т) процедуры оформления свидетельства о техническом обслуживании на воздушное судно после выполненного технического обслуживания с допустимыми дефектами по перечню минимального оборудования;

у) дополнительные процедуры, относящиеся к техническому обслуживанию на линейных станциях (при наличии таковых).

Часть 3. Процедуры системы контроля качества:

а) процедура выполнения внутреннего аудита организации по ТО, включая методы и периодичность проведения внутреннего аудита;

б) процедура доклада результатов внутреннего аудита соответствующему руководителю для ознакомления и принятия корректирующих действий;

в) процедура разработки и выполнения корректирующих мероприятий;

г) требования к выполнению проверок объектов контроля;

д) требования к квалификации и опыту работы персонала, процедуры планирования, организации и учета подготовки персонала организации по ТО, внесения изменений в программы подготовки персонала с учетом человеческого фактора <1> организации по ТО, а также оценки квалификации персонала организации по ТО.

--------------------------------

<1> Международный стандарт Международной организации гражданской авиации "Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов" Doc 9806 AN/763 http://www.icao.int/safety/fsix/Library/DOC_9806_FULL_EN.pdf.

е) процедуры учета подтверждающего персонала, контроля сроков действия его полномочий, получения и продления указанных полномочий, приостановки их действия и изъятия;

ж) процедура предоставления права производить работу по техническому обслуживанию персоналу, не включенному в перечень подтверждающего персонала;

з) требования к специалистам организации по ТО, выполняющим специальные виды работ;

и) требования к квалификации и обучению внутренних аудиторов;

к) процедура контроля качества работ на воздушном судне специалистов, привлекаемых от производителей воздушных судов, двигателей, ВСУ, компонентов или других организаций по ТО;

л) процедура управления работами, выполняемыми вне постоянного месторасположения организации по ТО, в соответствии с пунктом 57 Правил, если такие работы планируется выполнять.

62. Организация по ТО устанавливает и поддерживает функционирование системы контроля качества.

Система контроля качества включает:

политику организации по ТО в области качества;

распределение функций между руководящим персоналом организации по ТО и ее подразделениями;

процедуры реализации этих функций совместно с процедурами системы качества должны обеспечивать необходимое взаимодействие подразделений, персонала в части контроля выполнения заданий и документального оформления результатов выполнения работ сферы деятельности;

программу внутренних аудитов соответствия организации по ТО требованиям Правил;

систему обратной связи по отчетной информации в области качества, которая должна обеспечивать своевременное принятие корректирующих и предупреждающих мероприятий с целью исключения негативных факторов, влияющих на качество работ по техническому обслуживанию.

63. Организация по ТО устанавливает и поддерживает функционирование системы управления безопасностью полетов, соответствующей требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.

64. Свидетельство о техническом обслуживании воздушного судна подписывается по завершении технического обслуживания лицом из числа подтверждающего персонала после проверки надлежащего выполнения технического обслуживания, а также при отсутствии информации, ставящей безопасность полетов под угрозу.

В случае, если организация по ТО не может завершить заказанное техническое обслуживание, она вправе выдать свидетельство о техническом обслуживании воздушного судна в рамках утвержденных эксплуатационных ограничений для воздушного судна. Этот факт указывается организацией по ТО в свидетельстве о техническом обслуживании воздушного судна до выдачи такого свидетельства.

65. Организация по ТО после завершения установленных эксплуатационной документацией работ и проверки компонента, в результате которой подтверждена его пригодность к установке на воздушное судно, оформляет талон годности компонента, который содержит:

основные сведения о выполненном техническом обслуживании компонента, его форме (объеме);

дату завершения технического обслуживания компонента;

данные об организации по ТО (номер и дата выдачи сертификата организации по ТО);

фамилия, имя, отчество (если имеется), должность лица, подписавшего талон годности компонента.

Талон годности компонента оформляется после завершения технического обслуживания компонентов, не установленных на воздушное судно, и подписывается лицом, уполномоченным организацией по техническому обслуживанию.

66. К установке на воздушное судно допускаются компоненты, на которые выпущены следующие документы:

талон годности компонента, соответствующий требованиям Правил;

документы, выданные в соответствии с правилами Европейского агентства безопасности полетов (EASA Form 1 <1> или его эквивалент), Федерального Авиационного Агентства США (FAA 8130-3 <2>), Директората Гражданской Авиации Канады (TCCA Form 1 <3> или его эквивалент);

--------------------------------

<1> ED Decision 2003/019/RM (http://easa.europa.eu/system/files/dfu/decision_ED_2003_19_RM.pdf).

<2> Procedures for Completion and Use of the Authorized Release Certificate, FAA Form 8130-3 (http://www.faa.gov/documentlibrary/media/order/faa_order_8130.21h.pdf).

<3> Part V - Standard 571 Appendix J - Authorized Release Certificate (http://www.tc.gc.ca/media/documents/ca-standards/maintenance-release-en.pdf).

документ, выданный в соответствии с правилами государства разработчика воздушного судна, на который выдан сертификат типа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 367 "О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 1, ст. 22; 1997, N 37, ст. 4304; N 17, ст. 2011, "Российская газета", 1995, N 77) и при наличии межправительственного соглашения с данным государством;

документы, оформленные в соответчики с ранее установленными требованиями.

67. Новые виды работ, не указанные в приложении к сертификату, могут выполняться после проведения внутреннего аудита организации по ТО и получения одобрения от уполномоченного органа в соответствии с порядком, указанным в главе II Правил. Соответствующие изменения должны быть внесены в руководство, которое подается в уполномоченный орган вместе с заявкой на внесение изменений в приложение к сертификату. Процедура внесения таких изменений должна быть изложена в руководстве.

Работа новых линейных станций начинается после проведения внутреннего аудита организацией по ТО и получения от уполномоченного органа одобрения руководства с внесенными изменениями. Соответствующие изменения должны быть внесены в руководство, которое подается в уполномоченный орган за 20 дней до начала работ. Уполномоченный орган проводит проверку вновь образованных линейных станций во время плановых проверок.

Процедура открытия новых линейных станций должна быть изложена в руководстве.

Новые виды работ по техническому обслуживанию, относящиеся к категориям работ, уже внесенным в приложение к сертификату (за исключением организации новых линейных станций), могут быть утверждены организацией по ТО самостоятельно на основании положительных результатов внутреннего аудита организации по ТО. Уполномоченный орган имеет право провести проверку таких изменений во время проведения плановых проверок.

Организация по ТО обеспечивает хранение документации о проведенных внутренних аудитах в течение трех лет с даты их проведения.

68. Организация по ТО может передать по договору подряда выполнение отдельных видов работ с использованием специальных технологических процессов, предусмотренных эксплуатационной документацией, таких как нанесение гальванических, других защитных и упрочняющих покрытий, термическая обработка, механическая обработка, обработка давлением, пайка, сварка, очистка поверхностей, с организацией, не имеющей соответствующего сертификата организации по ТО, после проведения аудита организацией по ТО деятельности подрядной организации при условии, что:

подрядная организация выполняет работу в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика, соблюдает требования руководства, Правил, если они установлены к указанным видам работ;

организация по ТО несет ответственность за качество выполнения работ;

организация по ТО подтверждает после инспекции (испытаний, проверок), что работа выполнена подрядчиком в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и федеральных авиационных правил, а отремонтированный компонент отвечает требованиям эксплуатационной документации и допускает его к дальнейшей эксплуатации с оформлением талона годности компонента.

69. Организация по ТО хранит документы, подтверждающие соблюдение требований Правил при выдаче свидетельства о техническом обслуживании воздушного судна, в том числе документы подрядчика.

70. Организация по ТО предоставляет заказчику технического обслуживания воздушного судна оригинал каждого свидетельства о техническом обслуживании воздушного судна, а также документацию, выпущенную разработчиком воздушного судна, его компонента, для выполнения ремонта или изменения конструкции воздушного судна заказчика.

71. Организация по ТО хранит копии всей документации о выполненном техническом обслуживании:

по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов в течение 2 лет с даты оформления свидетельства о выполнении ТО;

по периодическому техническому обслуживанию воздушных судов в течение межремонтного ресурса воздушного судна (для воздушных судов, межремонтный ресурс которых не определен, в пределах не менее максимальной периодичности технического обслуживания, но не менее семи лет) с даты оформления свидетельства о выполнении ТО;

по техническому обслуживанию компонентов воздушных судов в течение не менее пяти лет с момента оформления талона летной годности;

по техническому обслуживанию (ремонту) двигателей в течение назначенного срока службы (до списания).

Документация о выполненных работах оформляется на бумаге или в электронном виде, гарантирующем защиту от повреждения, изменения и хищения.

72. В случае, если организация по ТО прекращает свою деятельность, то документация о выполненном техническом обслуживании передается уполномоченному органу, выдавшему сертификат.

73. Организация по ТО направляет отчет заказчику в течение 3 дней после обнаружения в ходе выполнения технического обслуживания отказов, неисправностей, дефектов и иных выявленных событий, которые вызывают или могут вызвать отрицательное влияние на безопасность полетов. Перечень таких дефектов и неисправностей указывается в руководстве в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.

Указанный отчет включает:

государственный и регистрационный опознавательные знаки воздушного судна;

наименование (тип, модель) воздушного судна, компонента;

дату обнаружения отказа, повреждения, неисправности или дефекта;

характер отказа, повреждения, неисправности или дефекта;

причину (если известна), вызвавшую отказ, повреждение, неисправность или дефект;

по решению организации по ТО - иную информацию, необходимую для более полного выявления и определения серьезности отказа, неисправности или дефекта и для предотвращения их повторения.

В случае, если организация по ТО входит в состав эксплуатанта или заказчик на выполнение работ уполномочит организацию по ТО, в которой обслуживаются его воздушные суда, направлять указанные отчеты, отчет дополнительно направляется организацией по ТО в течение 10 дней со дня проведения технического обслуживания в уполномоченный орган и в организацию, ответственную за типовую конструкцию воздушного судна или компонента.

74. Уполномоченный орган, выдавший сертификат, производит плановые проверки организации по ТО, не чаще одного раза в год, а также внеплановые проверки, предусмотренные воздушным законодательством Российской Федерации. Проверки производятся в соответствии с пунктом 20 Правил.

75. По результатам проверки составляется акт, содержащий сведения, предусмотренные в пункте 21 Правил, который направляется в организацию по ТО не позднее чем через 15 дней со дня окончания проверки.

76. Действие сертификата приостанавливается на основании заявления владельца сертификата уполномоченным органом, выдавшим сертификат.

77. Сертификат, действие которого приостановлено, возобновляет свое действие по заявлению владельца о возобновлении действия сертификата.

Сертификат, действие которого приостановлено на срок более 210 дней, возобновляет свое действие по заявлению организации по ТО и после проведения внеплановой проверки.

78. В случае, если проверками, предусмотренными в пункте 74 Правил, установлено несоответствие организации по ТО требованиям Правил, то организации по ТО в срок не позднее 15 дней предоставляет в уполномоченный орган, выдавший сертификат, план устранения выявленных нарушений, включающий мероприятия по устранению нарушений и сроки их устранения.

Срок устранения нарушений не может превышать 90 дней с момента получения акта, указанного в пункте 75 Правил, или большего срока, согласованного организацией по ТО с уполномоченным органом, выдавшим сертификат.

79. В деятельность организации по ТО ограничения вносятся путем исключения из приложения к сертификату разрешенных видов технического обслуживания:

по заявлению организации по ТО;

в случае, если нарушения не устранены и не позволяют осуществлять вид технического обслуживания, осуществление которого разрешено в приложении к сертификату, в указанные в пункте 79 Правил сроки.

80. Сертификат подлежит аннулированию:

по заявлению организации по ТО;

в случае, если нарушения не устранены и не позволяют выполнять техническое обслуживание по всем видам технического обслуживания, осуществление которых разрешено в приложении к сертификату, в сроки, указанные в пункте 78 Правил;

прекращения деятельности (ликвидация) организации по ТО;

прекращения владельцем сертификата осуществления деятельности, указанной в сертификате;

в случае выдачи организацией по ТО документов в нарушение требований пунктов 56 и 65 Правил.