I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы (далее соответственно - Программа, новые места) разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821 (подпункт 26 пункта 1).
Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется, в том числе, совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях (далее - школы). Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:
обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);
создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;
организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.
Между тем в настоящее время в России в части школ образовательный процесс организован в две и даже три смены.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2014 г. в две и три смены вели обучение 10818 школ (24,8 процента общего количества школ), в которых обучалось свыше 1,862 млн. человек (14 процентов общей численности обучающихся). В 2014/2015 учебном году (на 1 января 2015 г.) в третью смену обучалось 13271 человек (в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике). Только в г. Санкт-Петербурге все школы реализуют общеобразовательную программу в одну смену.
При существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза будет увеличиваться количество обучающихся во второй смене. Кроме того, еще в 7 регионах (Республике Северная Осетия - Алания, Республике Тыва, Краснодарском крае, Иркутской области, Калининградской области, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре) часть школ может перейти на трехсменное обучение.
При этом многие школьные здания не соответствуют новым требованиям. В 482 школах 633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4896 школ (11,2 процента общего количества школ) не имеют всех видов благоустройства.
Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания школ спроектированы и построены в середине прошлого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам.
Всего в 2015 году используются 9146 школьных зданий с уровнем износа 50 - 70 процентов, 6082 - свыше 70 процентов.
Необходим вывод зданий школ, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.
Меры федеральной поддержки по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных школ в 2009 - 2011 годах, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 622 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений", и мероприятия по капитальному (текущему) ремонту зданий школ в рамках модернизации региональных систем общего образования в 2012 - 2013 годах значительно снизили количество таких зданий, но не решили проблему в целом.
Следует также учитывать, что до 2025 года численность обучающихся в школах согласно демографическому прогнозу возрастет на 3,5 млн. человек.
Общая прогнозная потребность до 2025 года по вводу новых мест составляет 7389,869 тыс. мест, в том числе:
для обеспечения обучения в первую смену - 5365,223 тыс. мест;
для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа, - 2024,646 тыс. мест.
В сложившейся ситуации регионами в рамках государственных, региональных, муниципальных программ уже запланированы мероприятия по введению 812,005 тыс. новых мест (за счет строительства новых школ, в том числе взамен аварийных, увеличения учебных площадей путем пристроев к зданиям, проведения капитального ремонта, строительства новых зданий школ взамен изношенных, аварийных зданий, эффективного использования имеющихся помещений, проведения организационных кадровых решений).
Так, в 2015 - 2020 годах планируется в рамках:
15 государственных программ Российской Федерации строительство 293 новых зданий школ, реконструкция 45 и капитальный ремонт 181 здания;
58 региональных программ строительство 628 новых зданий школ, реконструкция 174 и капитальный ремонт 1124 зданий;
78 муниципальных программ строительство 173 новых зданий школ, реконструкция 143 и капитальный ремонт 652 зданий.
Даже после выполнения указанных мероприятий по введению новых мест субъектами Российской Федерации сохранится потребность в создании в 2016 - 2025 годах 6577,864 тыс. новых мест, в том числе:
4553,218 тыс. мест в школах для обеспечения обучения в первую смену (3616,689 тыс. мест в городских школах и 936,529 тыс. в сельских школах);
2024,646 тыс. мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа (814,508 тыс. мест в городских школах, 1210,138 тыс. мест в сельских школах).
В 2016 - 2020 годах планируется создать:
2816,513 тыс. новых мест в школах (1897,267 тыс. мест в городских школах и 919,246 тыс. мест в сельских школах), в том числе:
2511,717 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену;
304,796 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.
В 2021 - 2025 годах планируется создать:
3761,351 тыс. новых мест в школах (2533,93 мест в городских школах и 1227,421 мест в сельских школах), в том числе:
2041,502 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену;
1719,849 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.
Необходимость реализации Программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей