ВВЕДЕНИЕ

Развитие государственно-общественного взаимодействия в управлении отечественным образованием на протяжении последних десятилетий дает основание говорить о том, что сформировался особый тип управления - государственно-общественный, который характеризуется тем, что субъекты, осуществляющие политику в сфере образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие в управлении образованием и оказании образовательных услуг с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования общественного запроса на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере [9].

Нормативное правовое закрепление общественной составляющей в управлении образованием в Российской Федерации было осуществлено еще в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" <1> (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании" 1992 года), установившего принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием (ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" 1992 года).

--------------------------------

<1> Утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так, в ст. 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" 1992 года были закреплены основы самоуправления образовательными организациями: "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются советы образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".

Однако общественная составляющая в управлении системой образования в целом, по сравнению с государственной составляющей, не нашла четкого нормативного закрепления в законах того периода, а получила в большей степени смысловое значение.

В действующем Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в сравнении с предыдущим законом Российской Федерации "Об образовании" принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах: "Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер" (ч. 1 ст. 89 Федерального закона N 273-ФЗ). То есть все субъекты управления системой образования должны в той или иной мере включать принцип государственно-общественного управления в свои структуры управления.

На уровне государственного управления в сфере образования данная норма отражена в п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ - через включение консультативных, совещательных и иных органов, создаваемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в структуру системы образования. Исчерпывающего перечня таких органов на федеральном уровне не предусмотрено.

На уровне управления образовательной организацией принцип государственно-общественного управления опосредованно выражен в статье 26 Федерального закона N 273-ФЗ, в которой провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управлении, при этом разделяя коллегиальные органы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений [32].

Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие - согласно уставу образовательной организации. К первым относятся общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся), педагогический (ученый) совет, ко вторым - попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы (ч. 4 ст. 26).

При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников:

1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.

Данные органы управленческих решений не принимают, однако обеспечивают учет мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией [32].

Следует учесть, что в терминологии действующего федерального законодательства не предусмотрены определения "государственно-общественное управление образованием", "органы государственно-общественного управления образованием", использование которых возможно в случаях, не противоречащих Федеральному закону N 273-ФЗ.

В данных методических рекомендациях под "органами государственно-общественного управления образованием" в общем случае подразумеваются коллегиальные органы управления, создаваемые и формируемые с целью реализации принципов государственно-общественного управления образованием.

В субъектах Российской Федерации отношения в сфере государственно-общественного управления образованием развиваются и имеют свои особенности в каждом регионе. Поэтому одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, становится развитие диалога и равноправного партнерства с общественностью в рамках существующих и формирующихся новых механизмов государственно-общественного управления, с использованием потенциала лучших практик, наработанных во всех субъектах Российской Федерации.