1.2 Формы государственно-общественного управления образованием

В Федеральном законе N 273-ФЗ не ограничен перечень форм (органов) государственно-общественного управления образованием, к которым можно отнести:

1. На уровне государственного управления в сфере образования - консультативные, совещательные и иные органы, созданные федеральными государственными органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ).

2. На уровне управления образовательной организацией - коллегиальные органы управления образовательной организацией (в соответствии с ст. 26 Федерального закона N 273-ФЗ).

На уровне государственного управления в сфере образования наиболее распространенными формами ГОУО выступают: общественные советы, координационные советы и другие органы, создаваемые при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - региональные и муниципальные общественные советы). На региональном уровне обязательным является наличие общественных советов по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а на муниципальном уровне - могут быть сформированы общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях муниципальных образований (п. 2 ст. 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ).

На уровне управления образовательной организацией органы ГОУО в п. 4 ст. 26 Федерального закона N 273-ФЗ предложены обязательные и возможные формы организации коллегиальных органов управления образовательными организациями.

К обязательным коллегиальным органам, которые должны быть созданы в образовательной организации, законодателем отнесены:

общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);

педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).

Это известные и давно существующие в образовательных организациях организационные формы привлечения педагогической общественности, общественности работников образовательных организаций к управлению образовательными организациями. Но ранее, по смыслу Закона Российской Федерации "Об образовании" 1992 года, они именовались формами или органами самоуправления и, по сути, были организационными формами опосредованного привлечения работников к управлению образовательными организациями. Тот факт, что эти органы теперь отнесены к коллегиальным органам управления, свидетельствует о необходимости придать им соответствующие функции и полномочия именно органов управления.

К другим коллегиальным органам управления, которые могут быть созданы в образовательной организации, законодательно отнесены:

попечительский совет;

управляющий совет;

наблюдательный совет;

другие коллегиальные органы управления.

Таким образом, законодательно открыт перечень возможных по названию, по способу формирования, по составу функций и полномочий коллегиальных органов управления образовательной организацией.

Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации, в т.ч. наличие права на принятие управленческих решений должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством. Принципиально новым полномочием данных органов является возможность выступления от имени образовательной организации. Таким полномочием ранее был наделен только ее руководитель [32].

В действующем законе также предусмотрены формы и органы опосредованного участия педагогической и родительской общественности в управлении образовательными организациями, которые вполне реализуют право работников, обучающихся старшего возраста и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательной организацией:

"В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей, соответственно);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников)" (п. 6 ст. 26 N 273-ФЗ).

Порядок учета мнения этих органов законодательно не установлен, следовательно, он должен определяться уставом образовательной организации. При этом сам состав и порядок работы таких органов регламентируются не уставом и локальными нормативными актами образовательной организации, а внутренними положениями и иными документами таких представительных органов [32].

Далее приведены характеристики наиболее распространенных форм государственно-общественного управления образованием.