I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности Российской Федерации по поддержке и продвижению русского языка за рубежом в интересах развития международного культурно-гуманитарного сотрудничества и формирования позитивного образа Российской Федерации в мире.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 6 июня 2011 г. N 705 "О Дне русского языка", от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

3. Настоящая Концепция подготовлена в целях реализации Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.

4. В современных условиях востребованность и распространенность языка за рубежом являются важнейшими показателями авторитета государства и его влияния в мире. В связи с этим русский язык необходимо рассматривать в качестве одного из основных инструментов продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации. Его распространение за рубежом способствует формированию положительного отношения к Российской Федерации в мировом сообществе, укреплению и расширению российского присутствия на международной арене. Таким образом, деятельность по поддержке и продвижению русского языка за рубежом является важной частью внешней политики Российской Федерации.

5. При планировании и осуществлении деятельности по поддержке и продвижению русского языка за рубежом следует исходить из того, что он является:

а) основой истории и культуры России;

б) государственным языком Российской Федерации;

в) языком межнационального общения и важным инструментом взаимодействия на пространстве Содружества Независимых Государств;

г) средством этнокультурной и языковой самоидентификации соотечественников, проживающих за рубежом;

д) одним из наиболее распространенных языков в мире;

е) официальным или рабочим языком крупнейших международных организаций;

ж) средством формирования позитивного образа Российской Федерации, инструментом российского влияния в мире.