Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Порядок разработки еженедельной оценки индекса потребительских цен по Российской Федерации

III. Порядок разработки еженедельной оценки индекса

потребительских цен по Российской Федерации

Порядок формирования средних цен на товары (услуги)-представители по Российской Федерации соответствует порядку, определенному в п. 6.6 вышеуказанной Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен.

Основой для оценки ИПЦ являются данные об изменении средних цен на наблюдаемые виды товаров и услуг отчетной недели по сравнению с предыдущей неделей.

Изменение средних цен на товар (услугу) определяется по формуле:

00000001.wmz, (1)

где:

ij,t/t-1 - изменение средних цен на j-й товар (услугу)-представитель отчетной недели (t) по сравнению с предыдущей неделей (t-1);

j - товар (услуга)-представитель;

00000002.wmz - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель;

t - отчетная неделя;

t-1 - предыдущая неделя.

Изменение средних цен, в отличие от индекса цен, рассчитывается из цен на те виды товаров (услуг), которые присутствовали в продаже на момент их регистрации, и учитывает влияние структурных сдвигов в двух смежных периодах (в частности возможность частичного изменения ассортимента товаров с конкретными потребительскими свойствами).

Расчет значения еженедельной оценки ИПЦ, аналогично исчислению официального индекса потребительских цен, осуществляется с применением следующей формулы:

00000003.wmz, (2)

где:

It/t-1 - оценка индекса потребительских цен за отчетную неделю (t) по сравнению с предыдущей неделей (t-1);

00000004.wmz - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за отчетную неделю (t);

00000005.wmz - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за предыдущую неделю (t-1);

wj,0 - доля j-го товара (услуги) в потребительских расходах населения в базисном периоде (0)

j - товар (услуга)-представитель;

n - количество товаров (услуг)-представителей;

t - отчетная неделя;

t-1 - предыдущая неделя;

0 - базисный период.

Расчеты средних цен и оценки ИПЦ по Российской Федерации осуществляются с использованием весов, формируемых на основе объемов потребления и структуры потребительских расходов населения для расчета ежемесячных индексов потребительских цен.

(в ред. Приказа Росстата от 25.11.2020 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для расчета оценки ИПЦ используется векторно-кластерная модель, предусматривающая распределение товаров и услуг из ежемесячного набора для наблюдения за ценами по группам (кластерам) со схожей динамикой цен. Каждая группа (кластер) должна включать как минимум один товар (услугу) - представитель из еженедельного наблюдения. Таким образом, среднее значение изменения цен на наблюдаемые еженедельно виды товаров и услуг интерполируется на динамику цен ненаблюдаемых еженедельно товаров, объединенных в одну группу (кластер).

(в ред. Приказа Росстата от 25.11.2020 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поскольку в еженедельном наблюдении участвует ограниченное количество видов товаров и услуг (менее 20% от общего их количества, на основании которого рассчитывается официальный ежемесячный индекс потребительских цен), для расчета оценки ИПЦ осуществляется дооценка изменения цен на ненаблюдаемые еженедельно товары и услуги.

(в ред. Приказа Росстата от 25.11.2020 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом учитывается воздействие различных факторов, влияющих на формирование потребительской цены. В частности, учитывается влияние административной и событийной составляющих. В этих целях используются информация, содержащаяся в принятых законодательных и нормативных актах органов власти, ведомств и организаций различного уровня, опубликованные данные о мероприятиях, проводимых субъектами естественных монополий, о курсе российского рубля по отношению к иностранным валютам и т.п. Осуществляется анализ затратной и сезонной составляющих. С этой целью используется информация об индексах цен производителей за предыдущий период и исторических данных статистики потребительских цен, а также других направлений статистики.

(в ред. Приказа Росстата от 25.11.2020 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расчет оценки ИПЦ за период с начала отчетного месяца осуществляется по следующей формуле:

00000006.wmz, (3)

где:

00000007.wmz - оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за период с начала отчетного месяца по состоянию на отчетную неделю;

It/t-1 - оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за отчетную неделю по отношению к предыдущей неделе;

00000008.wmz - оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за период с начала отчетного месяца по состоянию на предыдущую неделю;

t - отчетная неделя;

t-1 - предыдущая неделя;

t0 - конец предыдущего месяца.

Согласно Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734, и настоящей Методологии рассчитываемый ежемесячно официальный индекс потребительских цен по Российской Федерации не является результатом накопленных еженедельных данных об оценке ИПЦ.

Информация об оценке ИПЦ по Российской Федерации после официального опубликования не подлежит корректировке.