1. Формирование перечня наблюдаемых товаров-представителей и их отдельных видов

Под товаром-представителем <*> понимается совокупность определенных видов товаров, однородных по своему потребительскому назначению, отличающихся друг от друга незначительными особенностями (марками, сортами, поставщиками, производителями и т.д.).

--------------------------------

<*> Данное понятие используется для настоящей Официальной статистической методологии по расчету средних цен и индексов цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров.

Перечень товаров-представителей и их групп формируется централизованно на федеральном уровне. В нем приводится общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до сведения специалистов территориальных органов государственной статистики, которые организуют наблюдение за ценами на товары, приобретенные организациями данного субъекта Российской Федерации.

Отобранные для наблюдения за ценами приобретения товары-представители в настоящее время охватывают основные топливно-энергетические ресурсы, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, алкогольные напитки и табачные изделия.

Периодически, но не чаще одного раза в год (как правило, в начале календарного года), перечень товаров-представителей может быть уточнен в связи с изменением потребности пользователей в получении информации о ценах и индексах цен на товары.

Исходя из анализа всех приобретенных организациями товаров, специалисты территориальных органов государственной статистики формируют региональный перечень товаров, наиболее характерных для экономики субъекта Российской Федерации, который включает в себя конкретные виды товаров, отличающиеся качественными характеристиками, производителями, поставщиками.

Вид товара <*> - это конкретизированная единица продукции, обладающая определенными качественными характеристиками, признаками, свойствами, спецификациями и входящая в товар-представитель.

--------------------------------

<*> Данное понятие используется для настоящей Официальной статистической методологии по расчету средних цен и индексов цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров.

Например, "ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25% от объема готовой продукции" можно разделить на виды: "бальзамы", "джины", "ликеры крепостью свыше 25%", "настойки крепостью свыше 25%" и т.д.

Наборы видов товаров индивидуальны в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем может отсутствовать их территориальная сопоставимость.

Наблюдение за конкретными видами товаров с определенными специфическими особенностями обеспечивает соблюдение принципа сопоставимости цен при сравнении их во времени. Это позволяет при расчете индивидуальных индексов цен на отдельные виды товаров избежать изменений, вызванных различиями в качественных характеристиках товаров.

Вопрос о включении в наблюдение отдельных видов товаров решается сотрудниками территориальных органов государственной статистики совместно со специалистами организаций, в которых осуществляется наблюдение за ценами.

В наблюдение включаются различные виды (сорта, марки и т.д.) товаров, приобретаемых у разных поставщиков (производителей), с различным уровнем цен, как у отечественного производителя, так и по импорту, занимающие значительный удельный вес в приобретении конкретного товара-представителя в данной организации.

Наименования видов товаров, отобранных для наблюдения, заносятся в справочник товаров-представителей вместе с описанием их спецификаций (марки, сорта, поставщика и т.д.).

При этом детальное описание вида товара позволяет правильно идентифицировать его в следующем отчетном периоде и рассчитать чисто ценовое изменение по данному товару.

Включение или исключение из наблюдения отдельных товаров-представителей или их видов производится в начале отчетного года, исходя из анализа приобретения их организациями в предыдущем году. Для включения в наблюдение нового вида товара собирается информация о ценах и количестве его приобретения за предыдущий год, а также о цене приобретения за декабрь года, предшествующего предыдущему.