<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 22.06.2015 N 10-1852-КЛ "О позиции Учреждения по вопросу, указанному в обращении"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
от 22 июня 2015 г. N 10-1852-КЛ
В соответствии с поручением Росреестра ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение и сообщает.
1. В обращении поставлен вопрос о возможности квалификации факта отсутствия в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ (далее - извещение), предусмотренных пунктом 1 части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведений о номере контактного телефона заказчика кадастровых работ.
По мнению Учреждения в случае, если в соответствии с положениями части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре допускается считать согласованными границы уточняемого земельного участка в порядке, установленном частью 3 статьи 40 Закона о кадастре, отсутствие в извещении сведений о номере контактного телефона заказчика следует квалифицировать в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре как нарушение установленного Законом о кадастре порядка согласования местоположения границ земельных участков.
Учреждение считает, что соблюдение порядка опубликования извещения (выбор надлежащего средства массовой информации, состав сведений извещения, соблюдение предусмотренных частью 10 статьи 39 Закона о кадастре периода времени, который должен истечь между публикацией извещения и проведением собрания о согласовании местоположения границ), наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 8 статьи 39 Закона о кадастре, позволяющих осуществлять публикацию извещения, наличие обстоятельств, предусмотренных частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре, являются элементами порядка согласования границ, проверка которых в силу пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре должна проводиться органом кадастрового учета.
2. Относительно конкуренции применения нормы пункта 5 части 2 статьи 26 и нормы пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре Учреждение полагает возможным отметить следующее.
Норма пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре предусматривает несколько обстоятельств, при наступлении которых орган кадастрового учета обязан принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка:
- при уточнении местоположения границ земельных участков нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков;
- при уточнении местоположения границ земельных участков местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев, установленных Законом о кадастре, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
Орган кадастрового учета принимает решения, предусмотренные статьями 23, 26 или 27 Закона о кадастре в результате проверки поступивших документов (осуществляется только документальная проверка). В этой связи представленные документы должны содержать фиксацию фактов или описание (информацию) действий, подлежащих совершению для достижения определенных целей.
В частности, частью 1 статьи 40 Закона о кадастре установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Кроме того, нормами пунктом 25 требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования N 412) предусмотрено включение состав приложения межевого плана документов, определенных данным пунктом, которые подлежат включению в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков.
Таким образом, в случае квалификации рассматриваемого обстоятельства как нарушения пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре следует сделать вывод о том, что норма пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре в части нарушения порядка согласования местоположения границ земельных участков не применима ни при каких обстоятельствах.
Кроме того, даже если квалифицировать рассматриваемое обстоятельство как нарушение требований к форме и содержанию представленных документов, согласно общеправовому принципу "специальный закон отменяет общий закон" в рассматриваемом случае подлежит применению санкция, предусмотренная пунктом 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, а не санкция пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
Указанный общеправовой принцип нашел свое отражение в решении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2013 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года" (абзац третий пункта 19) и других актах Конституционного Суда Российской Федерации.
3. В случае, если в соответствии с положениями части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, факт несоблюдения порядка согласования границ, по мнению Учреждения, значения не имеет.
В таком случае органу кадастрового учета необходимо также принять решение на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, но в связи с тем, что при уточнении местоположения границ земельных участков местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным (за исключением случаев, установленных настоящим Законом о кадастре, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка).
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей