VIII. Кадровое обеспечение концертной деятельности в области академической музыки
VIII. Кадровое обеспечение концертной деятельности
в области академической музыки
С 1990 по 2013 год количество работников в филармониях и самостоятельных концертных коллективах выросло с 23859 человек до 37833 человек, то есть в 1,6 раза. Численность художественного и артистического персонала за этот же период при сокращении количества филармонических концертов и их слушателей увеличилась почти в 1,9 раза. Отмеченная тенденция в значительной степени объясняется тем, что дополнительное бюджетное финансирование выделялось только на увеличение штатной численности работников. При этом никогда не изучалось, какого жанра и сколько коллективов и солистов необходимо для удовлетворения потребностей общества в академическом музыкальном искусстве. Таким образом, долгое время в сфере академической музыки господствовала установка на сохранение уникальных творческих сил отечественного музыкального искусства. Однако в настоящее время стоит задача не только их сохранения, но и эффективного использования.
При общем росте числа творческих работников их распределение по территории страны осуществляется неравномерно. Наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах.
Если раньше не хватало исполнителей на духовых инструментах, то сейчас появляются вакантные места в струнной группе, прежде всего это относится к скрипкам. Вместе с тем российские струнники играют в ведущих оркестрах разных стран.
В России наблюдается большой дефицит и в симфонических дирижерах. Руководители значительного числа симфонических оркестров не проживают в городах, где они работают, а в 11 процентах государственных симфонических оркестров вообще нет главного дирижера. При этом многие отечественные дирижеры возглавляют ведущие оркестры мира и почти не выступают в России. Кроме того, существует острый дефицит молодых дирижерских кадров, связанный со снижением качества образования дирижеров-симфонистов, которое на сегодняшний день не соответствует современным требованиям, предъявляемым к репертуару симфонических оркестров.
Серьезные кадровые проблемы присущи и области народного академического искусства, не хватает художественных руководителей, балетмейстеров. Низок уровень профессиональной подготовки артистов хора и характерного танца.
Выполнение новой для российских концертных организаций функции организатора показа художественного продукта предполагает владение современными инструментами и технологиями менеджмента, опирающимися на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар и фандрейзинг, социокультурное проектирование и др. Нехватка специалистов, способных нести организационную и финансовую ответственность за реализацию творческих проектов, в настоящее время служит одной из причин медленного развития концертной деятельности в сфере академической музыки.
Кроме того, в силу непривлекательных финансовых условий и утраченного престижа профессии в концертно-филармонической сфере становится все меньше таких специалистов, как лекторы-музыковеды, музыкальные редакторы, квалифицированные мастера и настройщики музыкальных инструментов и многие другие.
Основным путем решения кадровой проблемы является подготовка профессиональных кадров, направленная на удовлетворение реальных потребностей концертно-филармонической сферы.
В целях повышения качества профессиональной подготовки творческих кадров в области академического музыкального искусства необходимы:
обеспечение достойных условий деятельности преподавателей, укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и образовательных организаций высшего образования, реализующих те же программы, а также основные образовательные программы высшего образования в области искусств;
расширение практики приглашения для ведения педагогической деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов;
установление баланса между сольной и оркестровой подготовкой;
введение в учебные программы курсов, направленных на теоретическое и практическое освоение современной музыки, в том числе отечественных композиторов;
актуализация или в случае необходимости разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования с учетом потребностей современных концертных организаций и опыта зарубежных стран;
сближение среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства с филармонической концертной деятельностью путем организации учебной практики в концертных организациях, коллективах и концертных залах.
Следует также обратить внимание на подготовку специалистов по акустике концертных залов, квалифицированных мастеров и настройщиков музыкальных инструментов и др.
На современном этапе особое значение приобретает дополнительное профессиональное образование управленческих и творческих кадров, направленное на их профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работников меняющимся условиям деятельности и социальной среды.
Повышение квалификации творческих кадров предполагает постоянный обмен знаниями, умениями, навыками и накопленным опытом. В этой связи большее распространение должны получить интерактивные формы организации учебной деятельности (круглые столы, мастер-классы, творческие лаборатории и мастерские, деловые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, вебинары, творческие школы для композиторов, артистов, дирижеров, особенно для талантливой творческой молодежи).
Одним из дополнительных путей решения кадровой проблемы является приглашение признанных специалистов из других стран для работы на творческих или управленческих должностях, а также для участия в творческих проектах (концертах, фестивалях, мастер-классах и др.). Привлечение ведущих иностранных мастеров является необходимым условием развития концертной деятельности, поскольку позволяет российским художественным коллективам повышать свой профессиональный уровень, внедрять передовые практики и оставаться в общемировом контексте музыкального исполнительства.
Характер деятельности творческих кадров обусловливает необходимость создания механизма их ротации и передвижения по территории страны. С учетом положительного опыта федеральных учреждений культуры для регулирования трудовых отношений творческих работников концертных организаций целесообразно более активно использовать форму срочных трудовых договоров. Трудовой договор можно заключать по результатам конкурсного избрания на замещение соответствующей должности, проводимого в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Данная мера будет способствовать повышению художественного уровня коллективов, обновлению их творческого состава.
Наряду с этим необходимо обеспечить экономические условия для закрепления квалифицированных творческих кадров в концертно-филармонической сфере.
Нужно создавать условия для продвижения молодых талантливых кадров, заключать с ними договоры, которые бы обеспечивали взаимовыгодные (в том числе финансовые) отношения между субъектами концертной деятельности и определяли их обязательства на протяжении всего времени действия договора. Следует шире вовлекать в концертную деятельность инвалидов, имеющих необходимое профессиональное образование, предоставляя им возможность участвовать в конкурсных отборах на общих основаниях, а также оборудуя для них соответствующее рабочее пространство.
Своеобразной формой продвижения молодых исполнителей, направленной на их творческую реализацию и эффективное становление на рынке артистических кадров, выступают музыкальные конкурсы. Главной целью музыкальных конкурсов является поддержка с юного возраста талантливых музыкантов, которые в процессе публичных прослушиваний не только приобретают сценический опыт, но и становятся объектом интереса публики, агентов, менеджеров звукозаписывающих фирм, продюсеров музыкальных фестивалей, профессиональных критиков.
В настоящее время в Российской Федерации проводится значительное количество музыкальных конкурсов по разным специальностям, число которых с 1990 года стремительно возросло. В новых социально-экономических условиях учредителями конкурсов стали выступать субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные, муниципальные, частные, в том числе общественные, организации. Вместо 12 музыкальных исполнительских конкурсов, существовавших в стране до 1990 года, на данный момент их насчитывается более 150. Произошла девальвация конкурсной системы, проявившаяся прежде всего в увеличении количества лауреатов, критерии для определения профессионального уровня которых оказались размыты.
В качестве важного направления деятельности федеральных органов государственной власти должно рассматриваться проведение Международного конкурса имени П.И. Чайковского и Всероссийского музыкального конкурса, поддержка ряда межрегиональных конкурсов.
Поддержку остальных музыкальных конкурсов должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Помимо этого, указанным органам власти следует содействовать организации в регионе международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов при условии их регулярного проведения в течение длительного времени, высокой оценки профессионального сообщества и наличия лауреатов, проявивших себя на других конкурсах подобного уровня.
Одним из значимых критериев для оказания бюджетной поддержки конкурсов должно служить членство во Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) и в Ассоциации всероссийских музыкальных конкурсов, обеспечивающих на соответствующих уровнях процесс саморегуляции конкурсной системы, ее информационное и методическое сопровождение. Информация о проведении музыкальных конкурсов (сроках, периодичности, регламенте, программах и составе жюри) должна быть доступна как можно более широкому кругу заинтересованных лиц (педагогам, потенциальным участникам).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей