<Письмо> ФАС России от 29.12.2014 N АК/54357/14 "О направлении ответов на вопросы территориальных органов Центрального федерального округа"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 декабря 2014 г. N АК/54357/14

О НАПРАВЛЕНИИ

ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В связи с поступившими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ФАС России на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" направляет настоящее информационное письмо для использования в работе и просит Московское УФАС России довести его до территориальных органов ФАС России, расположенных в Центральном федеральном округе.

1. О проведении внеплановой проверки при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о документе, оформляемом по результатам рассмотрения обращения, а также о порядке согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если заказчиком является территориальный орган ФАС России.

В случае признания закупки несостоявшейся в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе контракт заключается при наличии согласования контрольного органа в сфере закупок в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 N 537 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 11 Порядка рассмотрение поступившего обращения, в том числе на предмет соответствия проведенных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, осуществляется контрольным органом. В соответствии с пунктом 12 Порядка по результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения. Кроме того, пунктом 15 Порядка установлены случаи, при которых контрольный орган отказывает заказчику в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Настоящим ФАС России сообщает, что Законом о контрактной системе, Порядком не предусмотрено проведение контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Учитывая положения пункта 12 Порядка, контрольным органом по итогам рассмотрения обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается решение. При этом в целях всестороннего рассмотрения указанного обращения решение следует принимать коллегиально, для чего целесообразно утвердить комиссию, осуществляющую рассмотрение указанных обращений.

В отношении порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если территориальный орган ФАС России является заказчиком, ФАС России, учитывая необходимость рассмотрения проведенных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также во избежание конфликта интересов, при котором заинтересованность может повлиять на принятие решения, обращает внимание на необходимость направления таким территориальным органом обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что пунктом 15 Порядка установлен перечень нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выявление контрольным органом которых влечет отказ в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), поскольку указанные нарушения влекут невозможность заключения контракта на условиях, установленных заказчиком, и существенно влияют на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако в случае, если по итогам рассмотрения обращения или прилагаемых к нему документов контрольным органом выявлены нарушения, не повлиявшие на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и возможность заключения контракта на условиях, установленных заказчиком, контрольному органу целесообразно рассмотреть вопрос о согласовании заключения контракта. При этом необходимо установить нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок и передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

2. О согласии участника закупки на поставку товара и форме выражения такого согласия при определении поставщика путем проведения электронного аукциона.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.

В поступившем от Московского УФАС России обращении указан пример, в котором документацией об аукционе предусмотрена поставка товара - "Молоко "Домик в деревне" (или эквивалент), пастеризованное, жирность от 2,5% до 3,7%". При этом из примера следует, что в документации об аукционе в отношении поставляемого товара содержится только товарный знак и ряд показателей, при этом сведения о знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах отсутствуют.

Таким образом, в случае если участник закупки предлагает для поставки товар товарного знака "Домик в деревне", сведения о котором содержатся в документации об аукционе, заявка такого участника закупки может содержать исключительно согласие на поставку указанного товара.

Однако в случае, если участник закупки предлагает к поставке эквивалентный товар, то заявка такого участника, помимо указанного согласия, должна также содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе.

В отношении согласия участника закупки на поставку товара, автоматически сформированного посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки, ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Положения статьи 60 Закона о контрактной системе устанавливают правила документооборота при проведении электронного аукциона, согласно которым обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. При этом документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

На основании изложенного, приведенные положения статьи 60 Закона о контрактной системе устанавливают особенности документооборота при проведении электронного аукциона и юридическую значимость электронных документов, подписанных участником закупки.

Следовательно, учитывая, что программно-аппаратный комплекс электронных площадок предусматривает формирование согласия на поставку товара, а также подписание указанного согласия средствами электронной цифровой подписи участника аукциона, наличие в заявке участника аукциона согласия, сформированного посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки, является достаточным для участия в электронном аукционе без представления такого согласия в дополнительном документе.

3. О включении в документацию о закупке указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, производителя товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и

Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на включение в документацию требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя исключительно в случае, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

4. О признании заявки участника электронного аукциона не соответствующей требованиям документации об аукционе на основании предоставления недостоверных сведений о товаре на этапе рассмотрения вторых частей заявок и до заключения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

На основании изложенного, Законом о контрактной системе предусмотрено принятие аукционной комиссией решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в аукционе по причине предоставления недостоверных сведений о товаре исключительно при рассмотрении первых частей заявок, поскольку положения части 9 статьи 31, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривают признание заявки не соответствующей требованиям документации, отстранение от участия в закупке или отказ от заключения контракта только в случае установления недостоверных сведений об участнике электронного аукциона.

Таким образом, признание заявки участника аукциона не соответствующей требованиям документации по причине предоставления недостоверных сведений о товаре на этапе рассмотрения вторых частей заявок или при заключении контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в Закон о контрактной системе в части установления обязанности комиссии заказчика признать заявку не соответствующей требованиям документации об аукционе на любом этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выявления в заявке недостоверных сведений, в том числе о предлагаемом к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товаре.

5. О проведении запроса предложений в случае признания электронного аукциона несостоявшимся

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе предусмотрены последствия признания несостоявшимися как открытого конкурса, так и электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Закона о контрактной системе проведение повторного конкурса осуществляется в случаях, если конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки, или в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, или в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта, или в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

Частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе установлены случаи признания электронного аукциона несостоявшимся, при наступлении которых заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что при проведении запроса предложений в случае признания электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, объект закупки не может быть изменен.

6. О последствиях подачи одного предложения о цене контракта при проведении электронного аукциона

Частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия аукционной комиссией решения о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок или о соответствии указанным требованиям только одной второй части, такой аукцион признается несостоявшимся.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что в случае если во время проведения электронного аукциона поступило только одно предложение о цене контракта, в протокол проведения электронного аукциона включается только одно предложение о цене контракта и заказчику направляется вторая часть заявки только одного участника электронного аукциона, подавшего предложение о цене контракта.

Следовательно, в случае, если по итогам рассмотрения второй части заявки такого участника аукционной комиссией будет принято решение о соответствии указанной заявки требованиям документации об электронном аукционе, аукцион подлежит признанию несостоявшимся в связи с соответствием требованиям документации об электронном аукционе только одной второй части заявки.

В указанном случае заказчик заключает контракт с участником электронного аукциона только при наличии согласования контрольного органа в сфере закупок в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Настоящая позиция изложена в совместном письме Минэкономразвития России (исх. от 30.09.2014 N 23679-ЕЕ/Д28и) и ФАС России (исх. от 30.09.2014 N АЦ/39384/14).

А.Б.КАШЕВАРОВ