Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 44 - 45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов сохранится на уровне 44 процентов).
Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. В настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста и повышения безопасности дорожного движения.
В 2014 году наблюдалось снижение темпов грузооборота относительно уровня 2013 года, составив 97,4 процента. Вместе с тем увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 2,2 процента по сравнению с предыдущим годом.
Так, в 2014 году перевозки грузов автомобильным транспортом составили 1612,2 млн. т, или 95,4% к уровню 2013 года, а коммерческий грузооборот - 121,6 млрд. т-км, или 97,4% к уровню 2013 года.
Среднее расстояние перевозки 1 тонны коммерческого груза в 2014 году продолжало расти и составило 75,4 км (в 2013 г. - 73,9 км). Снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом в 2014 году обусловлено снижением объемов производства по виду деятельности "Строительство" (95,5% к 2013 г.), внешней торговли (экспорт 99,9%, импорт - 92,1%), а также сжатием платежеспособного спроса и замедлением темпов роста оборота розничной торговли (102,5% к 2013 году).
Тенденции свидетельствуют о сохранении роста среднего расстояния перевозки грузов и усиления конкурентных позиций автомобильного транспорта на рынке высокодоходных и скоропортящихся продуктов.
Снижение объема перевозок автомобильным транспортом за январь - август 2015 г. составило 8,9% (к аналогичному периоду 2014 года). В прогнозный период снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом продолжится и составит 1530 млн. т (95% к 2014 году). Коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 117,3 млрд. т-км (96,5% к уровню 2014 года).
Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.
Вместе с тем с учетом прогнозируемых темпов промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется незначительный рост перевозок грузов автомобильным транспортом, который в 2018 году составит 1625,2 млн. т (100,8% к уровню 2014 года), а грузооборот - 125,3 млрд. т-км (103% к уровню 2014 года).
Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько выше в связи со снижением дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях сокращения заказов от грузоотправителей.
Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).
Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип: "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог.
Инвестиции в дорожное хозяйство в 2014 году составили 391,4 млрд. рублей. (90,6% к уровню 2013 года). В том числе из средств федерального бюджета - 249,2 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 140,5 млрд. рублей. Третий год подряд к финансированию развития автомобильных дорог привлечены внебюджетные средства, которые составили в 2014 году 1,7 млрд. рублей.
В 2014 году на автомобильных дорогах федерального значения было построено и реконструировано 716,9 км, что превышает показатели 2013 года на 18,6 процента.
В том числе на автомобильных дорогах федерального значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства построено и реконструировано 581,7 км автомобильных дорог федерального значения, что в 1,2 раза больше, чем в 2013 году (478,6 км). В составе указанных объектов построено и реконструировано 25859,2 пог. м искусственных сооружений, что в 1,7 раза больше уровня 2013 года (в 2013 г. - 15286 пог. м).
При решении задачи замены ремонтонепригодных мостов в 2014 году введены в эксплуатацию 18 мостовых сооружений общей длиной 1625 пог. м с подходами общей протяженностью 22,2 км, а также другие объекты.
В рамках решения задачи формирования единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения в 2014 году построено и реконструировано 465,6 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование.
В 2014 году в рамках Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" с софинансированием за счет федерального бюджета были введены в эксплуатацию участки региональных и местных автомобильных дорог общей протяженностью 375,9 км, в том числе по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" - 358,5 км, ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" - 17,4 км.
В рамках программ дорожной деятельности Республики Крым и г. Севастополя в 2014 году осуществлялись строительство и реконструкция 14 км дорог, капитальный ремонт и ремонт более 212 км региональных автомобильных дорог и 592 пог. м искусственных сооружений.
В 2014 году объем инвестиций из дорожных фондов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составил 140,5 млрд. рублей - 35,9% от общих инвестиций в дорожное хозяйство.
По данным Росстата, протяженность автомобильных дорог общего пользования (с учетом уличной сети) составила на конец 2014 г. без Крымского федерального округа 1446 тыс. километров.
В период 2016 - 2018 гг. планируется реализация следующих проектов:
реконструкция автомобильной дороги М-9 "Балтия" - от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу) на участке 17+910 - км 83+068, Московская область II этап строительства км 50+016 - км 82+878;
реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин;
реконструкция участков автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала;
реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 957+400 - км 970+400, Республика Татарстан;
строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу);
реконструкция участков автомобильной дороги А-141 Орел - Брянск до магистрали "Украина".
В среднесрочной перспективе будут завершены следующие проекты по развитию скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги":
строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58 - 149 км в Московской и Тверской областях;
строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 208 - 258 км в Тверской области;
строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 543 - 684 км в Тверской области, 334 - 543 км в Новгородской области;
строительство с последующей эксплуатацией на платной основе Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области;
строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 517 - 544 км (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка) в Воронежской области;
реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 1091 - 1119,5 км в Ростовской области;
реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке 124 - 173 км в Московской области,
реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке 173 - 194 км в Московской области.
В рамках реализации Государственной программы "Развитие транспортной системы" запланировано построить и реконструировать в период 2016 - 2018 гг. 2,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе на условиях государственно-частного партнерства 0,9 тыс. км.
Государственной компанией "Автодор" запланировано построить и реконструировать на условиях государственно-частного партнерства 0,963 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и довести протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к 2019 году до 2939 км.
В 2016 - 2018 гг. планируется построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.
Для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие автомобильных дорог регионального и местного значения в 2016 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 14 млрд. рублей.
Кроме того, одним из приоритетных направлений расходования средств Федерального дорожного фонда является строительство моста через Керченский пролив. На эти цели в 2016 - 2018 гг. планируется направить инвестиции в размере 152,5 млрд. рублей. В декабре 2018 г. планируется открыть автомобильное движение в рабочем режиме мостового перехода через Керченский пролив.
Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).
Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом на 1,6% и составил 117,4 млрд. пасс.-км. По итогам первого полугодия 2015 г. к концу года ожидается снижение пассажирооборота до 115,3 млрд. пасс.-км (98,2% к 2014 году).
В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее снижение пассажирооборота на автобусном транспорте до 115,2 млрд. пасс.-км в 2018 году (98,1% к 2014 году).
Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2014 году, сократился по сравнению с 2013 годом и составил 55,7 млрд. пасс.-км, или 98,4% к уровню 2014 года, было перевезено 6,6 млрд. пассажиров.
Снижение объемов пассажирооборота наземного городского электрического транспорта в 2014 году обусловлено снижением уровня реальных располагаемых доходов населения, в том числе малообеспеченных слоев, процессом автомобилизации (в 2014 году численность зарегистрированных легковых автомобилей увеличилась на 5,2 процента).
В 2015 году объем пассажирооборота городского электрического транспорта составит 54,8 млрд. пасс.-км (98,4% к уровню 2014 года).
При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2018 году может достичь уровня 2014 г. - 55,9 млрд. пасс.-км (100,4% к 2014 году).
Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет более 80% и в будущем будет расти. Росту объемов пассажирооборота метрополитеном способствуют его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей