В 2014 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением коммерческих перевозок грузов, ростом грузооборота и пассажирооборота (темп роста объема коммерческих перевозок грузов - 97,7%, коммерческого грузооборота - 103,4%, пассажирооборота транспорта общего пользования - 100,7% по отношению к предыдущему году).
Снижение объема перевозок грузов в 2014 году отмечается на всех видах транспорта, кроме промышленного железнодорожного и воздушного транспорта. В структуре перевозок грузов в 2014 году доминировал автомобильный транспорт (44% от общего объема коммерческих перевозок грузов, без трубопроводного), грузооборота - магистральный железнодорожный (90,5% от общего объема коммерческого грузооборота, без трубопроводного).
Рост коммерческого грузооборота наблюдался на магистральном железнодорожном (104,7% к 2013 г.), промышленном железнодорожном (107%), воздушном транспорте (102,8 процента). Среднее расстояние перевозки одной тонны груза увеличилось в 2014 году на 5,8% к уровню 2013 года, что обусловлено изменением структуры перевозимых грузов между видами транспорта.
Снижение грузооборота в 2014 году наблюдалось у автомобильного транспорта и на водных видах транспорта. Основными причинами снижения объемов перевозок грузов по транспортному комплексу является ухудшение макроэкономической ситуации в России, сокращение объемов производства в основных грузообразующих отраслях и снижение объемов внешней торговли.
Вместе с тем, по оперативным данным Росстата, январе - августе 2015 г. наблюдается значительное снижение темпов основных производственных показателей - объема коммерческих перевозок грузов и грузооборота организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), пассажирооборота транспорта общего пользования. Оценка 2015 года с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (сокращение потребительского спроса, объемов производства в грузообразующих отраслях, оборота торговли, объемов строительства и инвестиционной активности) позволяет спрогнозировать в текущем году падение объема коммерческих перевозок грузов на 3,6% и грузооборота на 0,6%, а также падение пассажирооборота на 4,5% соответственно к уровню 2014 года.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост показателей деятельности транспортного комплекса. Так, объем коммерческих перевозок грузов в 2018 году оценивается на уровне 3680 млн. т (рост 100,5% к уровню 2014 года), объем грузооборота - 2605,3 млрд. т-км (рост 102,6% к уровню 2014 года).
В 2016 - 2018 гг. среднегодовой темп роста коммерческих перевозок грузов ожидается на уровне 1,4%, грузооборота - 1,1%, пассажирооборота - 0,5 процента.
Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически был распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом - примерно 30% каждый, однако в последние годы тенденция изменилась. Так, в 2014 году в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования доля воздушного транспорта выросла на 2,6 п. п. к уровню 2013 года и составила 44%, доля железнодорожного снизилась на 1,9% и составила 24%, автомобильного снизилась на 0,5 п. п. и составила 21,5 процента. На городской электрический транспорт приходится порядка 10,2 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (более 46% к 2018 году).
В среднесрочной перспективе развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, динамикой спроса платежеспособного населения, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг. Вместе с тем следует отметить, что на динамику рынка пассажирских перевозок существенное влияние оказывает финансовое состояние ее крупных игроков и монополий.
В 2014 году число прибыльных крупных и средних организаций транспортного комплекса сократилось и составило 2,2 тыс. ед. (96% к уровню 2013 года). По итогам 2014 года финансовое состояние организаций транспортного комплекса характеризовалось существенным снижением прибыли.
В 2014 году убыточной была деятельность магистрального железнодорожного транспорта (убыток составил 32,7 млрд. рублей), убытки автобусного транспорта - 21,8 млрд. рублей, внутреннего водного - 3,3 млрд. рублей, морского - 1 млрд. рублей, воздушного - 11 млрд. рублей, наземного городского электрического транспорта - 4,8 млрд. рублей.
Индекс тарифов на грузовые перевозки в отраслях транспортного комплекса в декабре 2014 г. к декабрю 2013 г. в целом составил 105,5% при росте цен производителей промышленной продукции - на 105,9% (по методологии Росстата).
Индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта составил в среднем за 2014 год 106,9%, в том числе на железнодорожном транспорте - 108,2%, воздушном - 106,2%, автомобильном - 106,1%, городском электрическом транспорте - 107,6% при росте потребительских цен в размере 107,8 процента.
Следует отметить, что рентабельность организаций в целом по экономике также выросла в 2014 году и составила 8,6% против 7,7% в 2013 году.
Суммарная величина амортизационных отчислений в организациях транспортного комплекса составила в 2014 году 373,7 млрд. рублей. С учетом роста стоимости основных фондов суммарная величина амортизационных отчислений в 2015 году ожидается в размере 378,7 рублей.
Предполагается, что пассажирооборот транспорта общего пользования в 2015 году составит 519,6 млрд. пасс.-км (95,5% к уровню 2014 года), а в 2018 году ожидается на уровне 527,3 млрд. пасс.-км (97% к уровню 2014 года).
С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2014 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов неинвестиционного характера за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2014 году составил более 90 млрд. рублей.
С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в отчетный период осуществлялось субсидирование: авиаперевозок населения с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении; программы субсидирования воздушных перевозок в Приволжском федеральном округе, из Калининграда в европейскую часть России и в обратном направлении, в г. Симферополь и обратном направлении, российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей на покупку самолетов для осуществления внутрирегиональных перевозок; на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах.
Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.
Значительными "узкими местами" на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.
Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.
Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет.
Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных пропускных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:
не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения, перевозку грузов;
доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8 процентов);
развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.
Инвестиции в основной капитал в 2015 году в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета ожидаются на уровне 2014 года (около 447 млрд. рублей).
Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2015 - 2018 гг. определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;
устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;
реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;
развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
В целом по всем источникам финансирования в 2015 году ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1445,9 млрд. рублей, а к 2018 году при сохранении темпов роста экономики на уровне 1592,5 млрд. рублей, в том числе порядка 703,2 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования.
Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться в полном объеме и опережающими темпами (относительно других секторов экономики).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей