См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. По итогам 2014 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 119 млн. т, что на 11,8% меньше, чем в 2014 году, в том числе во внутреннем сообщении - 87,9 млн. т (85,2% к уровню 2013 г.), заграничном сообщении - 30,9 млн. т (98,7 процента). Снижение объема перевозок во внутреннем водном сообщении обусловлено снижением перевозок наливных и строительных грузов, в том числе нерудных строительных материалов, добываемых собственными силами со дня рек и озер.

Падение объема перевозок отмечено по предприятиям Центрального (-3,9 млн. т), Северо-Западного (-3,4 млн. т), Приволжского (-3,2 млн. т), Сибирского (-1,1 млн. т), Дальневосточного (-2,2 млн. т) федеральных округов. Небольшой рост показали предприятия Уральского (+0,46 млн. т) и Южного (+0,50 млн. т) федеральных округов.

Негативное влияние на объемы перевозок внутренним водным транспортом в 2014 году оказал аномально низкий уровень воды в северной части Единой глубоководной системы.

В районы Крайнего Севра и приравненные к ним местности за навигацию 2014 года было отправлено 17,9 млн. т грузов (101% к уровню 2013 года).

С учетом данных за январь - август в 2015 году перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 107,1 млн. т (90% к уровню 2014 г.), грузооборот 65 млрд. т-км (90% к уровню 2014 года).

Снижение перевозок и грузооборота прежде всего связано с изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому), а также благодаря росту объемов производства в строительном секторе, строительству и модернизации дорожной инфраструктуры, ростом спроса на перевозки речным транспортом гравия, щебня и песка.

В настоящее время многие речные порты Российской Федерации имеют лицензии на русловые и береговые карьеры по добыче нерудно-строительных материалов, что создает условия для перевозки щебня, песка, гравия речным флотом, особенно на прилегающие к портам стройки.

В среднесрочной перспективе прогнозируется падение перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2018 году они могут составить 110,2 млн. т (92,6% к уровню 2014 г.), а грузооборот - 67,2 млрд. т-км (93,1% к уровню 2014 года). Падение спроса на навалочные грузы на фоне неблагоприятных климатических условий будет способствовать снижению производственных показателей внутреннего водного транспорта.

Перевозка пассажиров. Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2014 год составил 0,52 млн. пасс.-км, что на 12% ниже уровня предыдущего года.

По итогам 2015 года ожидается продолжение падения пассажирооборота до 0,5 млн. пасс.-км (94% к 2014 года).

Снижение объемов перевозок и пассажирооборота в значительной мере обусловлено неблагоприятными условиями навигации 2014 года, то есть вводимыми в течение почти всей навигации ограничениями по посадке на участке внутренних водных путей от Городецких шлюзов N 1 - 16 до г. Балана и падением спроса на туристические услуги.

Продолжение спада пассажирооборота объясняется плохим состоянием речного флота, соответственно, низким уровнем безопасности и аварийности и, как следствие, недоверием населения к данному виду услуги.

С учетом прогнозируемых темпов роста реально располагаемых доходов населения в среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего уровня пассажирооборота на внутреннем водном транспорте. В 2018 году он может составить -0,5 млрд. пасс.-км (92% к уровню 2014 года).

Вместе с тем на внутреннем водном транспорте существует ряд факторов, значительно сдерживающих его развитие, таких как строительство мостов, отмена паромных переправ, низкая конкурентоспособность круизного судоходства и высокая стоимость речных пассажирских перевозок.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительстве современных речных круизных судов.

Решение задачи по повышению качественных характеристик внутренних водных путей Российской Федерации обеспечивалось в 2014 году путем реализации мероприятий по устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации:

реконструкция комплекса пришлюзовых и межшлюзовых причальных сооружений Вытегорского района гидросооружений и судоходства ГБУ "Волго-Балт";

строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Этап 1. Первоочередные объекты строительства. Грузовой причал (включая подходы и акваторию причала). Этап 2. Первоочередные объекты строительства. Автомобильные дороги;

реконструкция Городецкого гидроузла. Рабочие и ремонтные затворы водопроводных галерей нижней головы шлюзов N 13 - 16;

реконструкция затворов наполнения-опорожнения Чайковского шлюза.

В рамках мероприятий, направленных на решение задачи по обновлению обслуживающего флота, в 2014 году было построено и принято приемочной комиссией 20 обстановочных судов. Пополнение транспортного флота на внутреннем водном транспорте в 2014 году составило 13 единиц.

В 2015 году инвестиции на развитие внутреннего водного транспорта планируются в размере 11,4 млрд. рублей (82% к уровню 2014 года). Будут продолжены работы по ликвидации лимитирующих участков на ЕГС: приступили к реализации второго этапа строительства Нижне-Свирского гидроузла, завершены работы по первому этапу комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна, заканчивается реконструкция Саралевского водного узла на нижней Волге.

В 2015 году начаты работы по проектированию гидроузла в районе Городца выше Нижнего Новгорода на Волге и Багаевского гидроузла на нижнем Дону.

Исходя из приоритетов поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей и обеспечения безопасных условий судоходства, прогнозируемо низкий уровень финансирования может негативно повлиять на пополнение транспортного речного флота.

В 2016 - 2018 гг. планируется снизить долю судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности и имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, с 14,7 до 12% и имеющих опасный уровень с 1,2 до 0,9 процента.

В рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" будет продолжена реализация мероприятий по комплексной реконструкции объектов Камского бассейна, а также объектов канала им. Москвы с целью решения задачи по обеспечению надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Для решения задачи по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях будет продолжено строительство Нижегородского низконапорного гидроузла и второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла.

Предполагается также осуществить мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, обновление обслуживающего флота, реконструкцию и развитие сетей технологической связи на внутренних водных путях.

Пополнение транспортного речного флота за 2016 - 2018 гг. составит 35 единиц, обслуживающий флот увеличится на 40 судов. На российских верфях будут построены суда смешанного (река-море) плавания, суда для перевозок грузов на Крайний Север и внутрибассейновых перевозок. Кроме того, в этот период будут строиться или модернизироваться суда технического флота и земснаряды.