Производство основных видов транспортных средств и оборудования
Производство основных видов транспортных средств
и оборудования
При этом в период до 2018 года для транспортных средств и оборудования будет характерна стабилизация объемов производства в отличие от значительного сокращения производства в 2015 году.
Так, в части автомобильной техники в 2015 году производство легковых автомобилей сократится на 21,2 процента, что в том числе обусловлено сокращением реальных располагаемых денежных доходов, а также нарастающей макроэкономической нестабильностью.
При этом ожидается рост производства легковых автомобилей в среднесрочной перспективе. Так, в 2018 году по отношению к 2015 году рост производства легковых автомобилей составит 19,8 процента. Указанная динамика будет обусловлена ростом реальных располагаемых доходов населения, а также дополнительными мерами государственной поддержки.
В части грузовых автомобилей в 2015 году также отмечается сокращение продаж и, соответственно, производства, что связано в том числе с сокращением коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (оценка сокращения в 2015 году - 3,5 процента). При этом в среднесрочной перспективе рост коммерческого оборота в 2016 - 2018 гг. на 4,5%, а также дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные в автомобильной промышленности, будут способствовать увеличению производства грузовых автомобилей в 2018 году по отношению к 2015 году на 16,3 процента.
При этом в данной ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое в том числе ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований ВТО.
На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ПАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей.
Повышение технологического потенциала автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению производительности труда в данном секторе машиностроительного комплекса в 2018 году относительно уровня 2014 года более чем на 34 процента.
Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику, в том числе снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, а также низкая эффективность мероприятий по поддержке и защите отечественных автомобилестроительных предприятий в рамках норм и требований ВТО. В случае отсутствия адекватных рыночной ситуации мер защиты существуют высокие риски резкого сокращения объемов производства автотранспортных средств.
Развитие производства продукции транспортного машиностроения можно разделить на две подгруппы.
В части подвижного состава отмечается значительное сокращение производства. Так, производство вагонов грузовых магистральных по оценке на 2015 г. сократится на 44,3%, пассажирских магистральных - на 33,1 процента. Указанная динамика будет обусловлена снижением объемов платежеспособного спроса, связанного в том числе с относительным перенасыщением рынка, сокращением инвестиций в основной капитал, а также сокращением грузооборота и пассажирооборота (в 2015 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года коммерческий грузооборот железнодорожного транспорта сократится на 0,3 процента, пассажирооборот железнодорожного транспорта - на 8,4 процента).
При этом необходимость обновления парка локомотивов ОАО "РЖД" (износ которого превышает 75%), ограничиваемая в основном финансированием соответствующих разделов инвестиционной программы данного акционерного общества, в сочетании с ростом объемов грузооборота железнодорожного транспорта в среднесрочной перспективе (увеличение в 2018 году по сравнению с 2015 годом на 4%) будет способствовать увеличению объемов производства тягового подвижного состава, в частности, рост производства в 2018 году магистральных электровозов оценивается в 8,8% по сравнению с уровнем 2015 года.
Указанная положительная динамика может быть дополнительно поддержана реализацией мероприятий по стимулированию выбытия устаревшего парка и использования инновационной продукции с увеличенным ресурсом и осевыми и погонными нагрузками (в первую очередь, в рамках технического регулирования), которая может позволить увеличить объемы продукции, поставляемой транспортным компаниям.
Так, в целях стимулирования спроса на инновационную продукцию утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1223 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, в рамках подпрограммы "Транспортное машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Основным фактором развития производства в 2015 - 2018 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части: МС-21, SSJ.
Основные направления развития производства в среднесрочной перспективе в авиастроительном комплексе в настоящее время определены в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", Стратегией развития газотурбинного двигателестроения Российской Федерации на 2008 - 2015 годы и на период до 2025 годы, Стратегией развития авиационной промышленности на период до 2015 года. Указанные направления предусматривают в том числе:
расширение объемов серийного производства сертифицированных образцов новой гражданской авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты;
развитие газотурбинного двигателестроения, в том числе создание газотурбинных двигателей и промышленных установок нового поколения, в частности, для топливно-энергетического комплекса;
создание эффективной системы обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и снабжение эксплуатирующих организаций запчастями и комплектующими деталями;
обеспечение соответствия отечественной авиационной техники мировым стандартам.
С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки, к которым относятся:
стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов, взнос в ПАО "ГТЛК" на осуществление лизинга воздушных судов у АО "ГСС");
поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОПК "Оборонпром", реализация ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли).
Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:
реализация программ инновационного развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;
участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), которое позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.
В 2016 году прогнозируемый объем производства гражданских самолетов составит 45 единиц. Всего за период 2016 - 2018 гг. ожидается выпуск до 168 самолетов.
Развитие судостроительного комплекса в 2015 - 2018 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ОАО "Совкомфлот", ОАО "Новатэк", ОАО "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и офшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
При этом данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" (далее - госпрограмма), в том числе в части повышения научно-технологического потенциала (ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы"), а также реализации мероприятий госпрограммы по развитию судостроительной науки), развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").
Также с целью развития судостроительного комплекса принять Федеральный закон "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства", который предусматривает ряд мер по стимулированию отечественного судостроения и устанавливает ряд преференций для предприятий судостроительной отрасти. В рамках указанного Федерального закона комплексно объединены меры по стимулированию судостроения и судоходства в Российской Федерации.
В ближайшие годы планируется увеличить строительство гражданских судов, а именно: на 2016 год прогнозируется строительство до 62 судов, в 2017 году - до 70, в 2018 году - до 72.
Всего за указанный период ожидается строительство 246 судов, в том числе морских транспортных судов (танкеров) - 16, речных судов смешанного плавания (танкеров, сухогрузов) - 65, пассажирских судов - 43 (морских - 12, речных - 31), судов промыслового флота - 15, судов обеспечения - 93, судов и плавсредств для работы на шельфе - 14.
На развитие производства космической техники в 2015 - 2018 гг. (открытая часть) будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы и "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" (а также новые редакции данных ФЦП на 2016 - 2025 годы), ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы "Космическая деятельность России").
В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:
наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создания новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;
развития российского сегмента международной космической станции;
создания перспективной пилотируемой транспортной системы;
создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;
замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";
формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;
дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;
реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях;
развития системы космодромов, используемых Российской Федерацией.
Расширение масштабов космической деятельности приводит к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем уровень производства в ракетно-космической промышленности (для общего объема выпуска отрасли) в 2018 году по отношению к 2011 году может составить 150% (в сопоставимых ценах).
Дополнительным важным результатом реализации программ по развитию ракетно-космической промышленности в среднесрочной перспективе будет являться увеличение производительности труда в данном секторе машиностроения в 2018 году относительно уровня 2011 года более чем на 39% (в сопоставимых ценах).
При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем указанная динамика производства может сократиться на 3 - 4% от указанных параметров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей