Темпы прироста мировой экономики,
Темпы прироста мировой экономики, %
Вклад в ускорение динамики развитых стран вносят низкие цены на углеводороды и металлы, что способствует росту спроса домохозяйств и увеличению выпуска промышленностью. Факторами ускорения спроса и инвестиций в развитых странах будут развитие тенденций роста производства, увеличение доходов и активов домохозяйств, рост заработной платы, оживление конъюнктуры рынка жилья, мягкие финансовые требования монетарных регуляторов в условиях осторожного повышения ключевой ставки в США и продолжения программы количественного смягчения Европейским Центральным Банком и Банком Японии. В европейской экономике восстановление внутреннего спроса уменьшит угрозу развития дефляции. Риски дефолта Греции сохранятся, но будут иметь ограниченное негативное влияние на экономическую активность Европы.
В странах юга Европы, благодаря усилиям европейских монетарных властей, удалось восстановить позитивную экономическую динамику, но рост останется неустойчивым: в Италии, Испании, Португалии и Греции увеличивается долговая нагрузка, остаются высокими бюджетные дефициты и зависимость от Европейского стабилизационного механизма.
Дорогая общая европейская валюта не дает слабым европейским странам с ослабленной экономикой преодолеть негативный эффект долгового кризиса, увеличить объемы экспорта, восстановить платежный баланс, стимулировать, не увеличивая дефицит, объемы внутреннего потребления.
На этом фоне резкое снижение реальных процентных ставок со стороны европейского регулятора способствовало в странах юга Европы избыточному росту кредитования, а неоправданно высокие ожидания будущих доходов и прибылей спровоцировали ускоренный рост потребления за счет долгов.
Низкие потребительские расходы и замедление инвестиций корпораций во II квартале 2015 г. вернули к спаду экономику Японии с темпом 1,2% годовых. Для оживления экономики Банк Японии принял двухлетний ориентир увеличения денежной базы на 80 трлн. йен (640 млрд. долларов США) в год. Для активизации положительной динамики выпуска и минимизации негативного влияния повышения налога с продаж будет последовательно снижаться налог на корпорации, в 2016 году - на 3,5%, а к 2020 году суммарное снижение нагрузки на предприятия достигнет 15 процентов. Оценки сохранения положительной динамики до 2018 года связаны с накоплением запасов при слабом росте реальной заработной платы и потребления, но ожидаемом ускорении динамики инвестиций.
В группе развитых стран в период до 2018 года лидирующие позиции сохранят США и Великобритания, где продолжится укрепление рынка труда и внутреннего спроса. В условиях начала цикла повышения базовых ставок денежно-кредитная политика будет высоко адаптивной в течение длительного времени для поддержания целевых индикаторов рынка рабочей силы, достижения целевых уровней показателей инфляции и безработицы, поддержания стабильности ряда секторов экономики, таких как жилищный сектор (включая ипотечные ставки, закладные и производные активы) и финансовый сектор.
Европейские страны после затяжной рецессии закрепятся на траектории роста с ускорением динамики до 1,7% ВВП к 2016 году, а к 2018 году под влиянием ограничений как со стороны спроса, так и со стороны предложения динамика европейской экономики приблизится к траектории 1,5 - 1,6 процента. Инфляция не превысит 0,5% и не достигнет среднесрочного целевого ориентира ЕЦБ по инфляции.
Сдерживающими факторами развития европейской экономики будут высокая суверенная долговая нагрузка, отягощенные необслуживаемыми кредитами балансы крупнейших европейских банков, высокий уровень безработицы. Высокая социальная нагрузка на факторы труда, препятствующая повышению производительности и конкурентоспособности, будет поддерживать пессимизм инвесторов.
Долговая нагрузка по обслуживанию и погашению суверенных долгов стран европейской валюты постепенно уменьшится с пиковых уровней 2014 - 2015 годов, превысивших 94% ВВП, до 89% в 2018 году. Сокращению доли долгов будут способствовать позитивная динамика роста ВВП и снижение объемов финансирования дефицитов бюджетов.
В 2015 году странам общей валюты удалось продолжить позитивную тенденцию сокращения дефицитов бюджетов с максимального уровня 2009 - 2010 гг. 6,2% ВВП до 2,4% в 2014 году. К 2018 году темпы сокращения дефицита существенно снизятся, приблизительно до 0,3% ВВП в год, что позволит высвободить ресурсы для поддержки роста экономики. Ожидается, что в 2018 году дефицит бюджетов Еврозоны будет ниже 1% ВВП.
Тем не менее в Европейском союзе и странах общей европейской валюты остаются слабыми ожидания эффективного сокращения дефицита бюджетов и увеличения темпов перехода к более строгому курсу налогово-бюджетной политики, которые были бы способны ощутимо повысить конкурентоспособность европейской экономики.
Прогноз роста европейской экономики базируется на успешной реализации необходимых мер поддержки рефинансирования долга проблемных стран, что создаст возможность сократить финансовую фрагментацию стран монетарного союза и нормализовать состояние бюджетов вследствие как роста поступлений доходов, так и сокращения расходов. Повысится потенциал роста внутреннего спроса.
В условиях рискового сценария существенное расширение предложения ликвидности может спровоцировать увеличение дефицита бюджетов отдельных стран, что вызовет рост долговой нагрузки и потребует дополнительных ресурсов для обслуживания суверенного долга. Государственный долг стран общей европейской валюты к 2018 году может превысить 100% ВВП.
Для снижения рисков возобновления увеличения долговой нагрузки из-за бюджетных расходов, связанных с социальными трансфертами бюджетным секторам и со старением населения в странах единой европейской валюты, будет реализован среднесрочный план бюджетной консолидации.
В среднесрочный период поддержка роста европейской экономики будет обеспечиваться запуском механизмов, предусмотренных Европейским пактом о стабильности и росте. Предусмотрено введение в действие Европейского фонда стратегических инвестиций с использованием существующих фондов Европейского союза и фонда поддержки частных инвестиций.
Для активизации позитивной динамики ЕЦБ с 2015 года запустил масштабную программу количественного смягчения и удержания процентных ставок на рекордно низком уровне. Аналогичные действия продолжат предпринимать банки Японии и стран ЕС, а Банки Швейцарии, Швеции, Дании и Финляндии используют отрицательные ставки по депозитам и ряду операций РЕПО.
Масштабное монетарное стимулирование и перспектива длительного сохранения низких базовых ставок ЕЦБ на фоне роста ожиданий начала цикла повышения ставок ФРС США будут поддерживать тенденцию ослабления европейской валюты. Эффект ослабления евро будет оказывать значительное влияние на рост экспорта стран зоны евро в США, Китай, другие страны ЕС и регионы мира, что расширит возможности роста европейской экономики.
Курс евро к доллару США снизится с 1,33 доллара США за евро в 2014 году до 1,11 доллара США за евро в 2015 году, однако к 2018 году, или несколько ранее, в европейской экономике проявится результат возвращения ЕЦБ к нормализации монетарного предложения, объемов выкупа активов и ставок кредитования, а евро может укрепиться до 1,16 доллара США за евро.
В стабилизации европейской экономики роль локомотива сохранится за экономикой Германии, экспортный потенциал и расширение внутреннего рынка которой будут создавать условия для углубления интеграционных процессов, совместного решения странами региона неотложных проблем рефинансирования суверенного долга и создания новых механизмов европейской стабильности и монетарной централизации. В период до 2018 года Германии удастся сводить бюджет с профицитом в пределах 1% ВВП и удерживать безработицу на рекордно низком уровне за послевоенный период. Сокращению зависимости экономики от динамики основных торговых партнеров будет способствовать сдвиг в пользу частного потребления, инвестиций и расходов при изменении динамики вклада чистого экспорта с негативного на позитивный за счет роста производительности и ослабления евро.
ВВП Германии в 2015 году возрастет на 1,7%, что поможет обеспечить крупнейшую европейскую экономику ресурсами, необходимыми для оказания финансовой помощи кризисным странам зоны евро в объемах, предусмотренных европейским механизмом стабильности. Соответственно, Германия занимает жесткую позицию относительно выполнения кризисными странами обязательств фискальной консолидации. В 2016 - 2018 гг. рост экономики Германии закрепится на уровне 1,6 - 1,9 процента.
После завершения масштабных программ стимулирования и девятилетнего периода практически нулевых директивных ставок экономика США возвращается к нормальным монетарным уровням и пропорциям. К середине 2015 г. уровень безработицы понизился до 5,3% экономически активного населения и продолжил положительную динамику, сократившись до 5,1 процента. Эффект длительного периода высоких нефтяных цен в сочетании с низкой стоимостью инвестиционных ресурсов позволил США существенно увеличить собственную добычу, а смежным секторам экономики воспользоваться преимуществом низких цен на энергоресурсы. В результате импульс роста был передан отраслям энергетического машиностроения, а тенденция падения цен на металлы поддержала рост в ресурсоемких секторах средств производства, мощности которых на протяжении длительного времени выводились за территорию США. До рекордных уровней возросла рыночная капитализация компаний этих секторов.
Инновационные и передовые отрасли за счет масштабных программ развития технологий, льгот по кредитам и налогам, рекордных высот фондового рынка смогли аккумулировать инвестиционный потенциал и технологические преимущества, позволяющие экономике в целом существенно снизить издержки. Расширение добычи сланцевых углеводородов будет способствовать выигрышу секторов экономики от низких цен на энергоресурсы, а развитие неуглеродной энергетики снизит спрос на углеводороды и повысит энергоэффективность.
В результате промышленность будет поддерживать наиболее устойчивую динамику роста, заметно опережая средние докризисные темпы роста периода 2003 - 2007 гг.
Жилищный сектор продолжит реализовывать накопленный потенциал восстановления, а складывающаяся динамика издержек на труд, содействуя росту производительности и конкурентоспособности, создает возможности для значительного ускорения динамики потребления.
После периода сокращения издержек и достижения целевого уровня прибыли корпораций потребление домашних хозяйств продолжит восстанавливать роль основного драйвера роста экономики США, поддерживаемое созданием рабочих мест и ростом доходов. Во II квартале 2015 г. вклад потребления домашних хозяйств составил 2,7 п. п. в общий рост экономики на 3,9%, а годовой рост реальных располагаемых доходов населения составил 2,3%, хотя средняя почасовая оплата труда практически не растет.
Несмотря на восстановление потребления, в американской экономике практически отсутствуют признаки усиления инфляционного давления и даже формирования инфляционного потенциала, необходимого для достижения цели ФРС по инфляции на уровне 2 процентов. Общий годовой рост инфляции в середине 2015 года составит 0,2 процента.
Переход к монетарной нормализации и возвращение к стандартной финансовой политике будут способствовать перелому длительной тенденции непрерывного роста долговой нагрузки на экономику и доли суверенного долга в ВВП США (105% ВВП в 2015 году). С 2016 года долговая нагрузка на экономику начнет уменьшаться, а в 2018 году госдолг может снизиться до 103,6% ВВП.
Вместе с тем повышение базовой ставки ФРС США увеличит привлекательность долговых бумаг казначейства, но не вызовет оттока средств инвесторов из негосударственных секторов и не приведет к критичному росту стоимости заимствования для корпоративного и частного секторов экономики.
Уменьшению суверенной долговой нагрузки способствует тенденция последовательного сокращения дефицита бюджета США с максимального уровня 2009 года 13,2% ВВП до 4,1% в 2014 году. По оценке Бюджетного управления Конгресса США, дефицит бюджета США в 2015 финансовом году уменьшится до 425 млрд. долларов, что составляет 2,3% ВВП. Дефицит бюджета будет удерживаться ниже 3,2% ВВП - среднего уровня дефицита бюджета США за период с 1980 года, что оставляет резервы для поддержки инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал, а также в иммиграционную реформу и реформу медицинского и социального обеспечения для повышения занятости в целях повышения потенциала среднесрочного роста.
Закрепление низких цен на нефть в течение относительно продолжительного периода времени увеличит объем списания активов крупных нефтяных компаний и приведет к снижению котировок акций. Накопленные объемы хеджирования сделок по продаже нефтяных контрактов по ценам выше 60 долларов США за баррель сравнимы с объемом ипотечного долга в 2008 году на момент падения Lehman Brothers. Выполнение обязательств по этим контрактам способно причинить серьезные убытки банковскому сектору США и отяготить балансы банков "токсичными активами". Нарастающие опасения инвесторов относительно возможности реализации такого сценария оборачиваются серьезными провалами и растущей амплитудой колебания основных фондовых индексов и показателей волатильности котировок. Дестабилизация финансового положения предприятий добывающего сектора может спровоцировать падение фондового рынка и биржевой кризис, вторую, после сентября 2008 года, волну потери устойчивости банковского сектора. Сокращение рекордного объема запасов, накопленных к III кварталу 2015 г. в объеме 136,2 млрд. долларов, станет вычетом из динамики ВВП.
Эти факторы в условиях реализации рисков будут способны остановить рост экономики США и вызвать новую волну спада в среднесрочный период.
В условиях основного варианта в 2016 году возможно ускорение роста экономики США до 2,7%, но ожидаемое укрепление доллара усилит негативный вклад чистого экспорта. К 2018 году ожидается замедление позитивной динамики до 2,3% под влиянием ослабления факторов потенциального роста. Однако расширение внутреннего спроса, сдержанная бюджетная консолидация и адаптивная денежно-кредитная политика смогут обеспечить поддержание экономического роста, основанного на инвестиционной привлекательности и высокой доходности секторов экономики США, росте производительности, нормализации рынка труда, расширении потребления населения и продолжении нормализации жилищного сектора американской экономики. Эти факторы будут способствовать укреплению лидирующих позиций США среди экономик развитых стран.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой после восстановительного роста на 7,9% в 2010 году демонстрируют последовательное замедление экономической динамики. В 2015 году рост этой группы стран будет несколько выше роста в кризисный 2009 год и составит 3,9 процента. В период до 2018 года возможно ускорение роста под влиянием позитивной демографической динамики, ускорения роста секторов, выигравших от периода низких цен на ресурсы, увеличения спроса развитых стран и восстановления притока инвестиций и технологий. К 2018 году рост развивающихся стран может ускориться до 4,7 процента.
Развивающиеся страны - экспортеры ресурсов испытывают давление в результате глубокого снижения цен на нефть, потери экспортных и бюджетных доходов, снижения инвестиционных ресурсов, негативного настроения инвесторов, оттока капитала.
Высока вероятность того, что на протяжении всего прогнозного периода в мировой экономике будет развиваться нисходящая фаза долгосрочного цикла цен на сырьевые товары, в результате которой падение и стабилизация на низких уровнях цен на нефть станет лишь одним из факторов давления на экономики развивающихся стран - экспортеров сырьевых товаров.
Ожидается закрепление минимумов цен на металлы, удобрения, химическую продукцию и ряд продовольственных товаров. Мировой спрос на углеводороды останется под давлением существенного замедления экономического роста стран, где спрос в последние годы развивался наиболее динамично, прежде всего Китая, стран-партнеров Китая Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки.
В условиях неблагоприятной для экспортеров конъюнктуры ресурсных рынков приоритет усилий будет смещен в сторону стабилизации экономики перед поддержкой экспансии роста.
Длительный период низких цен на нефть создаст необходимость уменьшить уязвимость бюджетов, вызванную быстрым сокращением буферных резервов. Ожидается пересмотр среднесрочных планов бюджетной консолидации с целью более интенсивного снижения социальных расходов и субсидий для расширения бюджетного пространства реализации мер поддержки выпуска.
Риски для устойчивости внутренних секторов экономики стран - экспортеров ресурсов будут повышены вследствие возможного падения внутреннего спроса из-за значительной бюджетной корректировки и сильного негативного влияния на динамику частных инвестиций.
Вместе с консолидацией бюджетов для стабилизации экономики понадобится масштабная реализация структурной трансформации экономик стран-экспортеров ресурсов на основе отказа от финансируемых за счет доходов от экспорта углеводородов государственных расходов, выравнивания условий конкуренции и повышения производительности труда во внутренних секторах экономики.
Для стабилизации экономик потребуется стимулировать диверсификацию структуры экспорта и расширить возможности частного сектора, устранив излишние барьеры регулирования и сдерживающего налогового давления с целью создания новых рабочих мест в экономике.
Дополнительным фактором риска для экономик развивающихся стран станет повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США, что может усилить давление на сырьевые рынки и вызовет усиление негативного воздействия на финансовый счет платежного баланса.
Для адаптации экономик к возросшим рискам платежного баланса потребуется переход к более гибким обменным курсам, сбалансированным с пределами инфляционного давления.
Поэтапное повышение базовой ставки резервной валюты может сопровождаться масштабными волнами оттока портфельных инвестиций с развивающихся рынков, что усложнит задачу поддержания финансовой стабильности.
Рост конкурентоспособности вследствие ослабления национальных валют станет фактором перебалансирования внутреннего спроса и сократит внутренние издержки экспортеров. Но высокий уровень долга домохозяйств по отношению к текущим доходам и долга корпораций по отношению к валютному долгу создадут дилемму между возможностями роста конкурентоспособности и необходимостью сохранения финансовой стабильности.
Однако ряд крупных развивающихся стран - импортеров нефти, богатых трудовыми ресурсами, выиграют от снижения цен на нефть, металлы и продовольствие.
Уменьшение разрыва между потенциальным и фактическим ростом за счет реализации преимуществ факторов производства возможно в Индии, где в 2015 году ожидается ускорение экономического роста до 7,4% (против 7,2% в 2014 г.) и до 7,3% в 2016 - 2018 годах. В Индонезии, Турции и Южной Африке падение цен на нефть будет влиять также на снижение инфляции и сокращение дефицита счета текущих операций, что уменьшит уязвимость этих стран, вызванную возможным резким изменением потоков капитала, и сократит риски для устойчивого роста экономик этих стран.
В 2014 году рост развивающихся стран составил 4,7 процента. В 2015 году экономическая динамика замедлится до 3,9% под воздействием ослабления роста в Китае, сокращения экономик Бразилии и России, снижения темпов кредитной экспансии и инвестиций, рисков значительного оттока капитала, необходимости реализации мер по повышению устойчивости балансов. В 2016 - 2018 гг. динамика развивающихся стран сохраняет способность ускорения роста до 4,6 процента. Однако в период до 2018 года страны, зависимые от иностранного капитала и обладающие большим дефицитом счета текущих операций и неустойчивыми балансами, сохранят риски значительного торможения.
Темпы роста валового внутреннего продукта Китая во II квартале 2015 г. были минимальными за последние 24 года. Экономическая политика Китая направлена на удержание 7%-ного порога роста, позволяющего сохранить стабильность ресурсов потребления для населения численностью 1,37 млрд. человек и создавать новые рабочие места для сохранения уровня занятости и поддержания доходов населения.
Однако в 2015 году динамика экономики Китая замедлится до 6,6% под влиянием охлаждения рынка недвижимости, сокращения объемов кредитования предприятий и региональных органов хозяйственного управления, замедления и структурной трансформации инвестиционной активности. Несмотря на то что рост будет минимальным с 1990 года, экономика Китая остается высококапиталоемкой - для поддержания восходящей динамики требуется существенное расширение инвестиций. Доля инвестиций в ВВП удерживается на уровне 45%, но динамика инвестиций замедляется с 22,9% роста в 2009 году до 4,9% в 2015 году.
В период до 2018 года внешние и внутренние инвестиционные ресурсы экономики Китая будут уменьшаться, а перебалансирование источников роста с целью увеличения вклада внутреннего потребления будет более медленным и не компенсирует внешние факторы, поддерживавшие рост на 10-процентном уровне на протяжении десятилетнего периода.
Увеличение монетарного стимула для разогрева экономики увеличивает кредитование уже перегретых секторов экономики, балансы которых существенно отягощены плохими долгами.
Меры стимулирования внутреннего спроса, и прежде всего роста доходов и потребления домашних хозяйств, способствовали в 2015 году сильному росту фондового рынка. Мощный приток средств предприятий и населения усилился из-за ограничений инвестиций в другие перегретые сектора, в том числе в строительство, а население в условиях быстрорастущей доходности акций активно использовало кредиты банков.
Но после публикации данных середины года о замедлении динамики ключевых экономических показателей по промышленному производству, капиталовложениям и розничным продажам, сокращению экспорта, усилению дефляции цен производителей фондовый рынок испытал 40%-ное падение. Снижение капитализации фондового рынка дестабилизирует финансовую систему из-за значительных объемов заемных средств.
После резкого падения фондового рынка Народный банк Китая понизил ключевую процентную ставку и нормы резервирования до исторически минимального уровня. Норма резервирования сокращена на 50 базисных пунктов, это высвободит средства для активных операций. Для частных банков по кредитам сроком на год ставка снижена на 25 базисных пунктов, до 4,6 процента. Депозитная ставка на тот же срок уменьшена на 25 базисных пунктов, до 1,75 процента.
И хотя это снижение ставки стало уже пятым подряд, оно не имело заметного восстановительного влияния на динамику инвестиций в реальный сектор экономики и не смогло нейтрализовать признаки увеличивающегося оттока капитала, но несколько сгладило последствия кредитного сжатия от ослабления юаня.
Банк Китая (НБК) продолжит удерживать от резкого падения акции предприятий путем выкупа акций через Комиссию по регулированию ценных бумаг за счет кредитов госбанка в объеме 400 млн. долларов США ежемесячно. Для поддержки фондового рынка власти Китая приняли беспрецедентно рискованное решение о разрешении пенсионным фондам инвестировать пенсионные накопления в акции.
Двойное смягчение монетарной политики, используя снижение ставки и нормы резервирования, а затем увеличивая объемы свежей ликвидности, предоставляемой финансовой системе, замедлило стремительное падение фондового рынка, увеличив риски быстрого замедления в целом по экономике.
Для укрепления конкурентоспособности НБК продолжает девальвировать юань, который к III кварталу 2015 г. опустился до четырехлетних минимумов. Однако масштабы девальвации остаются недостаточными для ускорения экспорта, но негативно влияют на внутренний спрос и сдерживают импорт, в том числе энергоресурсов.
Для ограничения негативного влияния чистой внутренней эмиссии и выполнения обязательств по поддержанию директивно управляемых курсовых соотношений, монетарный регулятор осуществляет продажу рекордных объемов казначейских обязательств США. Только с начала III квартала 2015 г. было продано казначейских облигаций США на 200 млрд. долларов США из общих активов, размещенных КНР в US Treasuries объемом в 1271,2 млрд. долларов США.
В среднесрочный период возможности стимулирования роста будут ограничены решением задач по снижению уязвимости, вызванной чрезмерным ростом кредитов, ухудшением балансов ряда крупных банков и провинций, снижением эффективности инвестиций.
Учитывая капиталоемкий характер экономики Китая, замедление инвестиций в отсутствие заметной структурной трансформации экономики существенно ослабляет потенциальную базу роста. Наиболее заметно динамика инвестиций затормозилась в строительстве и секторе недвижимости.
В период до 2018 года расширение внутреннего спроса будет сдерживаться замедлением роста ряда отраслей промышленности, а также сокращением издержек на труд корпорациями, испытывающими растущее конкурентное давление со стороны продукции других азиатских стран, существенно повысивших в последнее время технологический уровень производства при отсутствии заметного роста стоимости рабочей силы. Помимо этого, усиление дефляционных тенденций в экономике Китая может быть поддержано консолидацией балансов госбанков и провинций.
В период до 2018 года правительство Китая продолжит принимать меры по уменьшению уязвимости, вызванной быстрым ростом кредитного мультипликатора, "пузырей" и избыточных мощностей в секторах экономики, таких как жилищное строительство и металлургия.
Правительство Китая планирует реализацию инфраструктурных и налогово-бюджетных стимулирующих программ на сумму 200 млрд. долларов США ежегодно с 2016 года. Будут финансироваться инвестиционные проекты по развитию железнодорожной сети городов побережья и внутренних районов Китая, а также созданию новых мощностей энергогенерации. Инвестиционные проекты ускорят выбытие избыточных мощностей за счет создания новых высокотехнологичных производств.
За счет выделяемых правительством ресурсов общий вклад инвестиций в ВВП будет возрастать на 8 трлн. юаней, что эквивалентно вкладу в 3,5 п. п. в динамику экономики. Источником этих средств станут накопленные резервы, налогово-бюджетная система КНР, крупнейшие банки, участвующие в частно-государственных инвестиционных проектах.
После нескольких корпоративных дефолтов 2013 - 2015 гг. с целью монетарного стимулирования экономического роста Банк Китая реализует программу по предоставлению банковской системе ликвидности в объеме около 85 млрд. долларов США для стабилизации госкомпаний и региональных властей.
Общая государственная и частная долговая нагрузка Китая в 2014 году достигла 250% ВВП, добавив 100 п. п. за пять лет, из которых 40 п. п. пришлось на 2014 год, когда экономический подъем оказался самым слабым с 1990 года.
В период до 2018 года ожидается последовательное замедление роста экономики Китая с 6,6% в 2015 году до 6,3% в 2018 году, что будет сдерживать рост стран Азии с формирующимися рынками и иметь негативные последствия для спроса на мировых рынках сырьевых товаров и для экономик развивающихся стран-экспортеров.
В 2015 году экономика Бразилии испытывает самую длительную за последние 25 лет рецессию, сокращение экономики отмечается уже тринадцать месяцев подряд. На экономическую активность секторов бразильской экономики негативное влияние оказывает сокращение экспорта в Китай и падение цен на экспортируемые товары - нефть и железную руду.
Дефицит бюджета возрос до 8% ВВП и находится на максимальном уровне с 2004 года, фискальный дефицит закрепился на максимальных значениях. Разбалансированность бюджета увеличилась из-за убытков крупнейшей государственной компании Petrobras.
Увеличивается объем госдолга, который в ближайшие годы превысит 70% ВВП, рост стоимости заимствований повышает долговую нагрузку. Увеличивающаяся несбалансированность налогово-бюджетной политики, сокращение инвестиционной и потребительской активности, спад промышленного производства обусловят сокращение экономики Бразилии в 2015 и 2016 годах на -1,5 и 0,6% соответственно.
Сильное давление на экономическую активность в ближайший период продолжит оказывать высокая инфляция при высоких ставках и падении производства, что осложнит выход из кризиса. Фактором дестабилизации будет оставаться быстрый рост безработицы, непрерывно продолжающийся десять месяцев и уже достигший восьмилетнего максимума. В 2015 году экономика потеряла 600 тыс. рабочих мест из 23 млн. занятых - сокращение больше, чем было создано в 2013 - 2014 годах.
В 2017 - 2018 гг. под влиянием благоприятных демографических факторов и улучшения внешней конъюнктуры возможно возвращение на траекторию роста темпом около 2 процентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей