Производственная деятельность портов. В 2014 году объем перевалки грузов в морских торговых портах России составил 619 млн. т (105% к уровню 2013 года). С учетом перевалки портов Крыма объем перевалки грузов составил 623,6 млн. т, в том числе сухих грузов - 292,4 млн. т (114,1%), наливных грузов - 331,2 млн. т (99,3%), в том числе нефти - 187,1 млн. т (90,2 процента). Объем перевалки экспортных грузов составил в 2014 году 491,7 млн. т (106,7% к 2013 году), импортных грузов - 46 млн. т (94,3%), транзитных - 47,7 млн. т (101,4%), каботажных - 40,8 млн. т (113,3 процента).
В 2014 году перевалка грузов в контейнерах составила 46,8 млн. т и выросла по сравнению с 2013 годом на 5,3 процента.
Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 35 млн. т и сократился на 24,2% в основном за счет снижения погрузки нефти и нефтепродуктов (45,3% к уровню 2013 г.), а также руды (76,7 процента).
В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 223,4 млн. т грузов, что больше показателя 2013 года на 3,4 процента. Объем перевалки грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 11,2% и составил 194,5 млн. т, Дальневосточного - на 12,3% (162,5 млн. т), Каспийского - на 0,8% (7,9 млн. тонн).
Объем перевалки грузов в морских портах России за январь - июль 2015 г. составил 322,3 млн. т, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Из общего объема перевалки сухогрузы составляют 138,7 млн. т (99,8% к аналогичному периоду в 2014 г.), наливные грузы - 183,6 млн. т (106,4 процента).
Перевозки грузов. В 2014 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 15,8 млн. т (94,6% к уровню 2013 г.), из них в заграничном плавании - 6,1 млн. т (74% к уровню 2013 г.), коммерческий грузооборот - 32,1 млрд. т-км или 81,2% к уровню 2013 года.
Объем перевозок морским транспортом, с учетом данных в первом полугодии, продолжит свой рост, в 2015 году рост оценивается на уровне 7,5% относительно 2014 года и составит 16,7 млн. тонн. Грузооборот также поднимется на 11,7% относительно 2014 года и составит 35,2 млрд. т-км.
Рост объемов перевозок грузов морским транспортом обусловлен промышленным освоением нефтегазовых месторождений, расположенных на арктическом побережье, обеспечением Крымского федерального округа, а также постепенным увеличением внешней торговли. Достигнуто это будет за счет роста перевалки наливных грузов, контейнеров и угля.
Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.
Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы существенно не изменится.
Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.
Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.
В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.
С учетом прогнозируемых темпов внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2018 году до 17,3 млн. т (111,4% к уровню 2014 г.), а грузооборот 35,2 млрд. т-км (109,5% к уровню 2014 года).
К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируется: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.
Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.
Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.
На морском транспорте инвестиции в 2014 году составили 45,4 млрд. рублей (100,2% к уровню 2013 года). Инвестиции за счет внебюджетных средств в 2014 году составили 20,5 млрд. рублей (121% к уровню 2013 года). Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 25 млрд. рублей.
При сохранении существующих тенденций в экономике планируется увеличение пропускной способности российских морских портов на 19,5 млн. т, инвестиционные расходы будут сконцентрированы на развитии портовой инфраструктуры и завершении мероприятий по строительству портов Сабетта и Бронка.
Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следуют через иностранные порты.
Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2014 году 22,5 млн. т (в 2013 году - 30,5 млн. т, в 2012 году - 72,5 млн. т, в 2011 году - 29,3 млн. тонн). Это морские порты Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Мурманск, Калининград, Тамань, Темрюк.
Морской флот пополнился 19 новыми транспортными судами общим дедвейтом более 600 тысяч тонн, введено 14 единиц вспомогательного флота.
Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2015 года составило 1387 единиц общим дедвейтом 20,3 млн. тонн. При этом наметилась устойчивая тенденция перевода под российский флаг крупнотоннажных судов и уменьшения возраста нашего флота.
Увеличение пропускной способности российских морских портов обеспечивается комплексом мероприятий по повышению конкурентоспособности морских портов на основе увеличения их мощностей и оптимальной специализации, создания особых портовых зон и логистических центров для переключения российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты.
Приоритетными проектами на период 2016 - 2018 гг. в рамках подпрограммы "Морской транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" являются:
строительство 1 этапа объекта "Развитие морского торгового порта Усть-Луга";
строительство объектов федеральной собственности в морском порту Ванино, в бухте Мучке;
развитие береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик;
строительство морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе;
строительство объектов федеральной собственности морского торгового порта Оля;
строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка", включая акваторию и подходной канал, завершение строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт.
В рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" будет реализован проект по строительству нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий.
В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года" в 2016 - 2018 гг. предусмотрены мероприятия, направленные на развитие портового хозяйства, в том числе:
строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Керчь;
реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта г. Ялты;
строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морских портов в Евпатории, Севастополе и Феодосии.
Реализации проектов позволит увеличить производственную мощность российских морских портов на 121,8 млн. тонн.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей