См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Факторы инновационного развития

Целевые ориентиры и основные направления научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период определены следующими стратегическими документами:

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года;

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации от 11 января 2012 г. N Пр-83;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Правительством Российской Федерации от 20 января 2014 г. N ДМ-П8-5.

Также на достижение целевых ориентиров и основных направлений научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период будет оказывать влияние реализация следующих документов:

"Дорожные карты" Национальной технологической инициативы, разработка и реализация которой определена перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N Пр-2821;

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, подготовка которой определена перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 24 июня 2015 г. N Пр-1369.

Основными инструментами реализации государственной политики в указанной сфере станут государственные программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы, "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Космическая деятельность России", "Развитие транспортной системы", "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, "Развитие здравоохранения" и "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также планы и детальные планы-графики по их реализации.

Государственная политика в сфере развития науки и технологий направлена на создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала и реформирование государственного сектора науки. Можно говорить о "принуждении бизнеса к инновациям", при этом сложившиеся тенденции частного финансирования и жесткие бюджетные ограничения на уровне государства не предполагают в среднесрочной перспективе увеличения финансирования исследований и разработок по отношению к ВВП.

Особое внимание в государственной политике уделяется совершенствованию правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. В частности, планируется реализация мероприятий, направленных на повышение привлекательности для хозяйствующих субъектов государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и управления интеллектуальными правами, в том числе путем предоставления льгот и преференций, совершенствования системы правовой охраны РИД, развитие системы защиты прав на РИД, формирования и поддержания необходимых компетенций, развития правовой и хозяйственной культуры в области интеллектуальной собственности. Будут реализовываться мероприятия, направленные на повышение эффективности управления правами на РИД, созданные с привлечением бюджетных средств.

Основной акцент со стороны государства будет сделан на содействие повышению эффективности исследований и разработок, на стимулировании спроса на инновации со стороны реального сектора экономики, стимулировании регионального развития и развития новых отраслей, а также на совершенствовании механизма государственных и муниципальных закупок в инновационной сфере.

Стимулирование спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществляться в том числе через реализацию крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки.

Точками роста станут пилотные инновационные территориальные кластеры, для реализации программ которых планируется использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки.

Реализация положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создает условия для расширения спроса на инновационную продукцию через государственные и муниципальные закупки, в том числе при помощи использования контракта жизненного цикла.