1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям (направлениям подготовки) и (или) укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2128).
Положения настоящей Методики учитываются учредителями при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по уровням профессионального образования и программ послевузовского профессионального образования, оказываемых государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности "Образование и наука" <1> (далее - государственные услуги):
--------------------------------
<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33056).
реализация программ бакалавриата;
реализация программ специалитета;
реализация программ магистратуры;
реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
реализация программ ординатуры;
реализация программ ассистентуры - стажировки <1>;
--------------------------------
<1> Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930).
реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре <1>;
--------------------------------
<1> В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2284; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364).
реализация программ докторантуры <1>.
--------------------------------
<1> В отношении лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст. 1759).
2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
базовые нормативы затрат - минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) по уровням профессионального образования по очной форме обучения;
стоимостная группа специальностей и направлений подготовки - группа, объединяющая специальности (направления подготовки) и укрупненные группы специальностей (направлений подготовки), по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты;
составляющие базовых нормативов затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (далее - государственные услуги);
корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;
ведущий вуз - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2015, N 18, ст. 2625).
3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приоритетов государственной политики <1>, а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, формируются:
--------------------------------
<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
3.1. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс начиная с 2015 года;
3.2. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс начиная с 2015 года;
3.3. Корректирующие коэффициенты и порядок их применения в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс с 2015 года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов <1> и определяет порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:
--------------------------------
<1> В соответствии с пунктами 25 и 26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).
4.1. Территориальные корректирующие коэффициенты:
4.1.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе <1>;
--------------------------------
<1> С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).
4.1.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.
4.2. Отраслевые корректирующие коэффициенты:
4.2.1. Корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
4.2.2. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования <1>;
--------------------------------
<1> На основании данных мониторинга системы образования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
4.2.3. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами <1>;
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 19, ст. 2311; N 27, ст. 3477; 2015, N 10, ст. 1422).
4.2.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие достижение целевых показателей эффективности деятельности ведущего вуза <1>, учитывающие:
--------------------------------
<1> На основании данных мониторинга системы образования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на специальность (направление подготовки), за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема, или среднее значение средних баллов единого государственного экзамена студентов, принятых на специальность (направление подготовки) укрупненной группы специальностей (направлений подготовки) по результатам единого государственного экзамена и результатам испытаний профессиональной направленности, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема, и долю студентов, являющихся победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, проводимых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, и студентов, являющихся победителями и призерами олимпиад школьников, принятых на обучение в текущем году по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета;
научный потенциал образовательной организации, выраженный в объеме доходов от научных исследований и разработок (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки), в расчете на одного научно-педагогического работника, включая работающих на условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов, и количестве публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования Web of Science и Scopus, в расчете на 100 научно-педагогических работников за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов;
4.2.5. Корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами;
4.2.6. Корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами и детьми-инвалидами;
4.2.7. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения <1> (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
--------------------------------
<1> Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ).
4.2.8. Корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ <1>.
--------------------------------
<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
5. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 3.2 и 3.3 настоящей Методики, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей