Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям (направлениям подготовки) и (или) укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2128).

Положения настоящей Методики учитываются учредителями при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по уровням профессионального образования и программ послевузовского профессионального образования, оказываемых государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности "Образование и наука" <1> (далее - государственные услуги):

--------------------------------

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33056).

реализация программ бакалавриата;

реализация программ специалитета;

реализация программ магистратуры;

реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

реализация программ ординатуры;

реализация программ ассистентуры - стажировки <1>;

--------------------------------

<1> Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930).

реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре <1>;

--------------------------------

<1> В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2284; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364).

реализация программ докторантуры <1>.

--------------------------------

<1> В отношении лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст. 1759).

2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

базовые нормативы затрат - минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) по уровням профессионального образования по очной форме обучения;

стоимостная группа специальностей и направлений подготовки - группа, объединяющая специальности (направления подготовки) и укрупненные группы специальностей (направлений подготовки), по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты;

составляющие базовых нормативов затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (далее - государственные услуги);

корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;

ведущий вуз - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2015, N 18, ст. 2625).

3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приоритетов государственной политики <1>, а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, формируются:

--------------------------------

<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).

3.1. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс начиная с 2015 года;

3.2. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс начиная с 2015 года;

3.3. Корректирующие коэффициенты и порядок их применения в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс с 2015 года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов <1> и определяет порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктами 25 и 26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

4.1. Территориальные корректирующие коэффициенты:

4.1.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе <1>;

--------------------------------

<1> С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).

4.1.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.

4.2. Отраслевые корректирующие коэффициенты:

4.2.1. Корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;

4.2.2. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования <1>;

--------------------------------

<1> На основании данных мониторинга системы образования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).

4.2.3. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами <1>;

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 19, ст. 2311; N 27, ст. 3477; 2015, N 10, ст. 1422).

4.2.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие достижение целевых показателей эффективности деятельности ведущего вуза <1>, учитывающие:

--------------------------------

<1> На основании данных мониторинга системы образования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).

средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на специальность (направление подготовки), за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема, или среднее значение средних баллов единого государственного экзамена студентов, принятых на специальность (направление подготовки) укрупненной группы специальностей (направлений подготовки) по результатам единого государственного экзамена и результатам испытаний профессиональной направленности, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема, и долю студентов, являющихся победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, проводимых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, и студентов, являющихся победителями и призерами олимпиад школьников, принятых на обучение в текущем году по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета;

научный потенциал образовательной организации, выраженный в объеме доходов от научных исследований и разработок (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки), в расчете на одного научно-педагогического работника, включая работающих на условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов, и количестве публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования Web of Science и Scopus, в расчете на 100 научно-педагогических работников за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов;

4.2.5. Корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами;

4.2.6. Корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами и детьми-инвалидами;

4.2.7. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения <1> (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);

--------------------------------

<1> Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ).

4.2.8. Корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ <1>.

--------------------------------

<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).

5. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 3.2 и 3.3 настоящей Методики, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.