1. Приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
1. Приоритеты и цели государственной политики
в области социальной защиты инвалидов в Российской
Федерации, в том числе общие требования к государственной
политике субъектов Российской Федерации
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "Об образовании в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" введено понятие "абилитация инвалидов", а также заложена основа для эффективного межведомственного взаимодействия в целях повышения доступности услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Налаживание эффективного межведомственного взаимодействия медицинских, социальных организаций и организаций, ведущих образовательную деятельность, является обязательным условием реализации принципов ранней помощи и сопровождения инвалида в региональной системе реабилитации.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений. Такие решения способствуют формированию в Российской Федерации доступной среды и повышению доступности реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
В соответствии с положениями Конвенции, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 31 января 2013 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (далее - Программа) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.
В целях повышения объективности государственной системы медико-социальной экспертизы Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности и качества освидетельствования, укрепление материально-технической базы, внедрение современных информационных технологий и повышение квалификации специалистов учреждений медико-социальной экспертизы.
Требования к государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации установлены рядом указов Президента Российской Федерации.
Подпунктами "а" и "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" определена необходимость:
создания и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
В целях выполнения этих положений в рамках Программы предоставляются субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и предоставлением услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости. Предоставление указанных субсидий обеспечивает создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных протезно-ортопедических предприятиях, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами "а" и "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определена необходимость:
повышения к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В целях выполнения этих положений в рамках Программы с 2012 года реализуется мероприятие, направленное на повышение оплаты труда медицинских работников федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, а также осуществляется формирование штатной численности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом необходимости качественного оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р).
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определена необходимость повышения уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году до 90 процентов.
В целях выполнения этого положения в рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на повышение прозрачности выносимых решений по установлению инвалидности, внедряются информационные технологии, позволяющие сократить маршрут инвалида при прохождении медико-социальной экспертизы и получении реабилитационных и абилитационных услуг, проходят обучение специалисты учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе по вопросам этики и деонтологии при проведении медико-социальной экспертизы. С 2016 года запланировано ежегодное проведение социологических исследований оценки уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг по медико-социальной экспертизе и обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Для целей Программы социологические исследования удовлетворенности качеством предоставления услуг по медико-социальной экспертизе и обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации включают в том числе информацию по следующим основным вопросам: возможность получения полной, актуальной и доступной информации о порядке предоставления государственной услуги; соблюдение сроков предоставления государственной услуги; предоставление возможности получения государственной услуги в электронном виде; достоверность информации о ходе предоставления государственной услуги; наглядность информации об административных процедурах; удобство и доступность получения информации о порядке предоставления государственной услуги; другие вопросы, отражающие удовлетворенность качеством предоставления услуги.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 59н, и Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами - протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 657н, максимальный срок ожидания в очереди при предоставлении и получении указанных государственных услуг в бюро, главном бюро, Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации сокращен до 15 минут, а также реализована возможность получения данных государственных услуг в электронном виде.
Учитывая, что более 65 процентов инвалидов - люди пожилого возраста и использование электронных сервисов вызывает у них значительное затруднение, включение в состав основных показателей Программы показателя "доля лиц, использующих электронные сервисы для получения указанных государственных услуг", представляется нецелесообразным.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся также меры социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав человека независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
Положения Конвенции распространяются на все части федеративных государств без каких-либо изъятий и исключений.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности.
Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в области социально-экономического развития приоритетных территорий Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации (Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ), Республики Крым и г. Севастополя.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
В рамках реализации Программы приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
Целями реализации мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
повышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
повышение доступности, объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
Достижение поставленных целей обеспечивается посредством решения задач, направленных на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений и создание равных возможностей для населения Северо-Кавказского федерального округа.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
Основными мероприятиями, направленными на эффективное решение задач Программы в Северо-Кавказском федеральном округе, являются:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
предоставление субсидии на реализацию мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
предоставление государственных гарантий инвалидам;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
Показатели (индикаторы), характеризующие реализацию указанных мероприятий, приведены в приложении N 11.2.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
Реализация мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа позволит обеспечить:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
укрепление материально-технической базы организаций спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
реализацию права инвалидов на реабилитацию и на обеспечение техническими средствами реабилитации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
предоставление социальных гарантий инвалидам (обеспечение техническими средствами реабилитации);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 352)
В целях решения задач Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, положения Программы в части реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения распространяются на сельские территории. При этом приоритетные объекты определяются субъектами Российской Федерации с непосредственным участием представителей региональных общественных организаций инвалидов.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации необходимо включить в государственные программы мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
При этом мероприятия Программы, направленные на формирование условий доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, оказывают влияние на достижение целей и задач других государственных программ с учетом принципа отраслевой принадлежности.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Это требование в полной мере относится к объектам в сфере спорта при их капитальном строительстве и реконструкции, в том числе при организации работы по проведению в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. Доступность таких объектов должна обеспечиваться как для зрителей-инвалидов, так и для спортсменов-инвалидов, при этом необходимо учитывать опыт проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке и реализации указанных планов мероприятий ("дорожных карт") учитываются и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей Программы понимаются: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей