График 2. Определение сроков действия долгосрочного бюджетного прогноза на основе координации с иными документами стратегического планирования

График 2. Определение сроков действия

долгосрочного бюджетного прогноза на основе координации

с иными документами стратегического планирования

00000002.png

При прочих равных условиях определение сроков долгосрочного бюджетного прогноза может быть также связано с "политическими" (выборными законодательной (представительной) и исполнительной власти) циклами и, кроме того, наличием соответствующих документов стратегического планирования в других публично-правовых образованиях, в том числе периодом действия бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, учет положений которого желателен в любом случае.

В частности, разумно ограничивать период действия регионального или муниципального долгосрочного бюджетного прогноза сроками, используемыми для федерального долгосрочного бюджетного прогноза, учитывая высокий уровень централизации доходных и иных полномочий.

Однако последние, равно как и ранее указанные подходы к выбору сроков долгосрочного бюджетного планирования, отнюдь не должны трактоваться в качестве обязательного ограничения. Прогноз, расчеты основных параметров бюджетов бюджетной системы, способы и методы реагирования на меняющиеся внешние и внутренние условия реализации налогово-бюджетной и долговой политик, межбюджетного регулирования, принципы и подходы вполне могут распространяться и учитываться на более длительный срок и, следовательно, использоваться в целях разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период.

Важно указать, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период" <1> предусмотрены переходные положения, определяющие разработку первого варианта прогноза до 2030 года (в 2015 году), а начиная с 2016 года - на восемнадцатилетний период при оценке отдельных показателей на срок до пятидесяти лет.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 914.

Выбор такого (достаточно значительного) периода бюджетного прогнозирования определяется целым рядом обстоятельств, причем непосредственно связанных с вопросом заблаговременной оценки и профилактики бюджетных рисков, применительно к общефедеральным задачам.

Так, достаточно длительный период, на который должен разрабатываться бюджетный прогноз Российской Федерации, соответствует лучшей мировой практике, отвечает рекомендациям Международного валютного фонда и иных международных финансовых организаций.

Кроме того, в рамках данного периода представляется возможным в полной мере оценить всю совокупность факторов и последствий, реализуемых также в форме бюджетных рисков, для бюджетной системы, связанных с изменением демографических показателей, влияющих непосредственно как на обязательства в части пенсионного обеспечения, так и на общеэкономическое развитие, производительность труда, себестоимость продукции и так далее. Исходя из этого, пятидесятилетний период (с возможностью его ежегодной актуализации) в отношении основных показателей бюджетов бюджетной системы является оптимальным с точки зрения долгосрочного бюджетного планирования в Российской Федерации и выработки соответствующих подходов обеспечения (и сохранения) сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичным образом - исходя из специфических условий и факторов социально-экономического развития - должен решаться вопрос о периоде действия прогноза на субнациональном уровне.

Сроки, условия, порядок внесения изменений в долгосрочный прогноз также должны определяться исходя из целей и конкретных задач его (прогноза) формирования.

В частности, в случае, если именно точность соответствующих оценок бюджетов бюджетной системы является приоритетной характеристикой долгосрочного бюджетного прогноза, то необходимые изменения могут вноситься каждый раз при наступлении следующих обстоятельств:

а) внесения изменений в прогноз социально-экономического развития соответствующего административно-территориального образования (разработка нового прогноза);

б) формирование (утверждение) закона (решения) о бюджете или о внесении изменений в закон (решение) о бюджете;

в) изменение целеполагающих документов стратегического планирования;

г) внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, условия осуществления межбюджетного регулирования.

Примерное количество и сроки наступления оснований для указанных изменений (корректировок, актуализации) приведены далее (таблица 4).