Таблица 1. Общая система правовых актов субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) в сфере долгосрочного бюджетного планирования, оценки и профилактики рисков
Общая система правовых актов субъектов Российской Федерации
(органов местного самоуправления) в сфере долгосрочного
бюджетного планирования, оценки и профилактики рисков
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период |
Определение периода действия, условий актуализации, состава показателей, основных вариантов прогноза социально-экономического развития, формирование основы для разработки иных документов стратегического планирования, формирование механизм его координации с другими документами социально-экономического развития |
сроки подготовки промежуточных материалов и итогового прогноза; порядок межведомственного взаимодействия участников разработки прогноза; период, на который разрабатывается прогноз; условия и порядок актуализации и продления периода действия прогноза; состав прогнозируемых показателей. |
описание и разработка конкретных вариантов (не менее трех, учитывающих консервативный, базовый и целевой <1> сценарии развития событий); системное разделение факторов и явлений, оказывающих значимое воздействие на уровень и качество социально-экономическое развитие на внешние (неконтролируемые) и внутренние (управляемые); максимальные сроки прогнозирования; обеспечение полной координации и соответствия с бюджетным прогнозом и институциональная практическая ценность (детально определенная) применения прогноза в процессе разработки, реализации и контроля прочих документов стратегического планирования. |
Порядок разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период |
Определение периода действия, условий актуализации, состава показателей, основных вариантов бюджетного прогноза, установление предельных объемов финансового обеспечения долгосрочных обязательств, включая механизм его (прогноза) координации с другими документами социально-экономического развития |
сроки подготовки промежуточных материалов и итогового прогноза; порядок межведомственного взаимодействия участников разработки прогноза; период, на который разрабатывается прогноз; условия и порядок актуализации и продления периода действия прогноза; состав прогнозируемых показателей; объемы финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ; основные характеристики бюджетов бюджетной системы. |
описание и разработка конкретных вариантов (не менее трех, учитывающих консервативный, базовый и целевой сценарии развития событий); основные направления налоговой, бюджетной и долговой политик, межбюджетного регулирования на долгосрочный период; классификация, оценка (на основе прогнозируемых параметров) основных бюджетных рисков и меры по их профилактике; подходы, принципы, условия, цели и задачи корректировки налогово-бюджетной и долговой политик, межбюджетного регулирования в случае реализации того или иного варианта прогноза; предметное и реализуемое описание применения бюджетного прогноза в бюджетном процессе и разработке и исполнении документов стратегического планирования. |
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период |
Определение наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития на долгосрочный период, выявление основных структурных и качественных изменений экономики, разработка основы для иных документов стратегического планирования, включая отраслевые стратегии |
основные макроэкономические показатели (в том числе добавленная стоимость, уровень инфляции, численность и структура населения, фонд оплаты труда, прибыль организаций и так далее); основные гипотезы и предпосылки, использованные для разработки прогноза; показатели, отражающие перспективы развития основных отраслей экономики (видов экономической деятельности). |
общее обоснование, методология и система применения нескольких вариантов прогноза (консервативного, базового и целевого); описание подходов и методов повышения эффективности использования внутренних факторов социально-экономического развития; концепция, общее содержание и план проведения структурных реформ социально-экономического развития; подходы и условия реализации государственной (муниципальной политики), направленной на социально-экономическое развитие. |
Оценка основных параметров бюджетов бюджетной системы, структуры доходов, расходов и долга, условий межбюджетного регулирования, налоговой, бюджетной, долговой политики, выявление основных бюджетных рисков (и их профилактика), установление финансовых параметров для документов стратегического планирования и долгосрочных обязательств. |
основные характеристики бюджетной системы; объемы финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ; укрупненная структура бюджетных доходов; укрупненная структура бюджетных расходов; базисные подходы к реализации налогово-бюджетной и долговой политик. |
общее обоснование, методология и система применения нескольких вариантов прогноза (консервативного, базового и целевого); классификация, оценка, а также меры профилактики бюджетных рисков; детальная структура доходов, расходов и долга; обоснованные и детализированные подходы, цели, задачи, ожидаемые результаты реализации налоговой, бюджетной и долговой политик, межбюджетного регулирования; установление конкретных принципов достижения целевых параметров бюджетной системы, ровно как и значений самих параметров. |
--------------------------------
<1> Здесь и далее наименование вариантов долгосрочных прогнозов использованы по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 31 августа 2015 года.
Ключевой задачей нормативно-правового регулирования долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение взаимной координации и непротиворечивости долгосрочных бюджетных прогнозов со всей совокупностью документов стратегического планирования, а также бюджетным процессом в целом.
Соответствующие положения, уточняющие и развивающие непосредственные требования Бюджетного кодекса Российской Федерации могут быть также внесены в законы субъекта Российской Федерации или муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения и бюджетный процесс (в ряде случаев подобные акты имеют наименование "О бюджетном процессе"). Данный вариант является предпочтительным, поскольку в этом случае бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на долгосрочный период может быть интегрирован в бюджетный процесс наравне с прочими обязательными документами и инструментами, предусмотренными действующим бюджетным законодательством, включая прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, государственные и муниципальные программы.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 170.1) установлено, что бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации разрабатывается каждые 6 лет на период не менее 12 лет. Для бюджетных прогнозов муниципальных образований определено, что они (прогнозы) составляются (разрабатываются) каждые 3 года на срок не менее 6 лет. Однако конкретные сроки действия бюджетных прогнозов должны определяться в зависимости от конкретных целей и задач долгосрочного бюджетного планирования в административно-территориальном образовании, специфики социально-экономической ситуации, накопленного опыта управления общественными финансами, указанные сроки могут быть уточнены и синхронизированы с иными документами стратегического планирования.
Сами законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты представительных органов местного самоуправления могут регулировать следующие вопросы:
1. Определять точные сроки (и даты), на которые распространяется долгосрочный бюджетный прогноз, когда (в какой очередности) осуществляется внесение изменений (уточнений) в него, а также продления периода прогнозирования (в пределах, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации).
2. Устанавливать исчерпывающие обстоятельства для внесения изменений (уточнений) в долгосрочный бюджетный прогноз.
3. Уточнять (дополнять) состав показателей и положений долгосрочного бюджетного прогноза, в том числе (при необходимости раздельно для отдельных элементов данного прогноза).
4. Определять полномочия финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по разработке долгосрочных бюджетных прогнозов.
5. Уточнять общие требования к порядку, срокам разработки и содержанию долгосрочных прогнозов социально-экономического развития (при необходимости раздельно для отдельных элементов данного прогноза).
6. Устанавливать общие требования к публичности и прозрачности процедуры разработки и утверждения долгосрочного бюджетного прогноза.
7. Уточнять сроки и общий порядок применения долгосрочного бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса, формирования и рассмотрения бюджетной отчетности.
В свою очередь порядки разработки и утверждения долгосрочных бюджетных прогнозов (подзаконные акты) призваны регулировать следующие вопросы:
детализированную структуру долгосрочного бюджетного прогноза, требования к содержанию отдельных разделов, элементов и приложений (включая, например, количество учитываемых отчетных периодов);
состав, условия формирования, сроки подготовки и ответственных за предоставление в части исходных данных для разработки долгосрочного бюджетного прогноза;
конкретные требования к порядку, условиям публикации и общественного (экспертного) обсуждения долгосрочного бюджетного прогноза;
график (помесячный и "связанный" с процессом формирования проекта бюджета субъекта Российской Федерации или проекта местного бюджета) разработки и утверждения долгосрочного бюджетного прогноза, включая распределение прав и ответственности между участниками данного процесса;
особенности отражения (уровень детализации) расходов, доходов, структуры государственного и муниципального долга, степени точности их прогнозирования в зависимости от периода оценки;
значение конкретных параметров, индикаторов, иных факторов, являющихся основанием для уточнений, изменений долгосрочных бюджетных прогнозов.
Оптимальные с точки зрения настоящих Методических рекомендаций подходы к нормативному правовому регулированию процесса разработки, утверждения, практического использования долгосрочных бюджетных прогнозов приведены далее.
Основной выбор оптимального механизма долгосрочного бюджетного планирования должен осуществляться исходя из принятия конкретных решений по следующим базовым элементам долгосрочных бюджетных прогнозов:
1. Период, на который разрабатывается долгосрочный бюджетный прогноз.
2. Условия, сроки и основания для изменений, уточнений и продления срока действия долгосрочного бюджетного прогноза.
3. Состав прогнозируемых на долгосрочный период бюджетных и иных показателей.
4. Практическое применение долгосрочного бюджетного прогноза, в том числе при формировании проекта бюджета субъекта Российской Федерации (проекта местного бюджета), разработке (внесении изменений) документов стратегического планирования, включая государственные и муниципальные программы, принятие решений о реализации (изменений условий и сроков реализации) отдельных масштабных проектов, оказывающих существенное воздействие на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
5. Характеристики основных вариантов (и подвариантов) долгосрочного прогноза социально-экономического развития, иных факторов, применяемых для долгосрочного бюджетного планирования, включая их классификацию в зависимости от степени влияния на сбалансированность бюджетов в долгосрочной перспективе.
6. Определение состава и порядка учета бюджетных рисков, условий их учета в рамках долгосрочного бюджетного прогноза.
7. Выработка основных принципов и подходов к формированию и реализации налоговой, бюджетной и долговой политик в долгосрочном периоде, в том числе в случаях изменения социально-экономической ситуации и иных факторов.
8. Механизм оценки реализации (оценки достоверности) долгосрочного бюджетного прогноза на различных этапах.
9. Порядок учета и степень детализации прогнозируемых на долгосрочный период расходов бюджетов бюджетной системы.
10. Особенности прогнозирования инструментов межбюджетного регулирования (в том числе на различные периоды).
11. Порядок координации долгосрочного бюджетного прогноза и иных документов стратегического планирования, в том числе включающих в себя финансовые показатели (государственные и муниципальные программы).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей