См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд

В соответствии с пунктом 11 плана мониторинга Минэкономразвития России, Минпромторгом России и ФАС России, иными федеральными органами исполнительной власти (в рамках компетенции) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 12 федеральных законов, а также 50 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Федерального закона N 44-ФЗ (приложение N 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 18 положений Федерального закона N 44-ФЗ (приложения N 7 и 8).

По результатам анализа правоприменительной практики выявлена неэффективность реализации муниципальными контрольными органами в сфере закупок своих функций. В целях решения указанной проблемы Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленного на реорганизацию системы контроля в сфере закупок на муниципальном уровне путем передачи полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов соответствующим контрольным органам субъектов Российской Федерации, а также на установление единого порядка осуществления контроля за соблюдением Федерального закона N 44-ФЗ на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 16 приложения N 9).

Кроме того, в целях регламентации процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры), обладающих существенными преимуществами по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников закупок в форме документов на бумажных носителях, депутатами Государственной Думы разработан проект федерального закона N 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поддержанный Правительством Российской Федерации (официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 362п-П13).

Законопроект предусматривает раскрытие терминов "электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", "электронная площадка", "оператор электронной площадки", устанавливает порядок и условия отбора операторов электронных площадок, регламентирует особенности документооборота при проведении электронных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и порядок аккредитации участников закупок на электронной площадке, а также процедуру проведения открытого конкурса в электронной форме (электронного конкурса). Принятие данного законопроекта позволит минимизировать временные и финансовые затраты на формирование заявок и снизить коррупционные риски и расширит число участников закупок, в том числе и находящихся на большом удалении (пункт 17 приложения N 9).

По результатам рассмотрения информации о применении Федерального закона N 44-ФЗ по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов (подпункт "о" пункта 8 методики) выявлены проблемы, требующие корректировки его положений.

Согласно статье 80 Федерального закона N 44-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. При этом в извещении о проведении предварительного отбора должна быть указана в том числе информация, предусмотренная статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, включая информацию о начальной (максимальной) цене контракта.

Вместе с тем, учитывая специфику предварительного отбора, начальная (максимальная) цена контракта на момент его проведения не может быть установлена, а также не могут быть определены размер обеспечения заявок на участие в закупке и размер обеспечения исполнения контракта.

На практике заказчики вынуждены при размещении извещения о проведении предварительного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг указывать начальную (максимальную) цену контракта, например, в размере условной величины 0,01 рубля, поскольку функционал данного сайта не позволяет разместить такое извещение без указания начальной (максимальной) цены контракта либо с указанием 0,00 рубля. При этом в случае указания начальной (максимальной) цены контракта у каждого заказчика возникает обязанность сформировать соответствующую позицию в плане-графике, осуществить расчет и обоснование цены контракта, установить размер обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта.

В целях устранения данной проблемы необходимо внести изменения в статью 80 Федерального закона N 44-ФЗ в части уточнения порядка подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, касающиеся в том числе исключения необходимости указания в извещении о проведении предварительного отбора информации о начальной (максимальной) цене контракта.

Кроме того, в ходе мониторинга выявлено несовершенство правовой конструкции пункта 24 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающего необходимость согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся.

Указанная норма применяется главным образом в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, в том числе для обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом сфера таких закупок представляет собой рынок с ограниченной конкуренцией и ограниченным числом поставщиков (подрядчиков, исполнителей). На практике необходимость согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подавшим заявку на участие в закрытой процедуре (при условии, что данная заявка признана соответствующей требованиям документации о закупке), приводит к возникновению излишних затрат заказчика, поскольку документация о закрытых процедурах предварительно согласовывается контрольным органом.

В связи с этим в статью 93 Федерального закона N 44-ФЗ предлагается внести изменения, предусматривающие отмену согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подавшим заявку на участие в закрытой процедуре (при условии, что данная заявка признана соответствующей требованиям документации о закупке).

С учетом изложенного планируется поручить Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон N 44-ФЗ, направленного на решение вышеуказанных проблем (пункт 7 приложения N 12).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным в пункте 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.