1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях определения общих требований к составу и порядку направления главными распорядителями средств федерального бюджета и подведомственными им получателями бюджетных средств информации о состоянии дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам, сформированной по результатам анализа, произведенного в ходе инвентаризации дебиторской задолженности (далее - Инвентаризация).

В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета как получателями бюджетных средств (далее - учреждения) проводится инвентаризация дебиторской задолженности по расходам.

Указанная инвентаризация осуществляется учреждением в порядке, им установленном в рамках формирования своей учетной политики с учетом положений приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (в части норм действующего законодательства), применения первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н), а также положений настоящих Методических рекомендаций.

При сопоставлении фактического наличия дебиторской задолженности с данными бухгалтерского учета путем документальной проверки оснований для осуществления авансовых платежей инвентаризационной комиссии следует также проанализировать остатки дебиторской задолженности по следующим критериям:

а) размеру образовавшейся задолженности;

б) размеру образовавшейся задолженности в процентах от объема расходного обязательства (до 30%, от 30% до 50%, от 50% до 80%, свыше 80%);

в) размеру просроченной задолженности, с учетом сроков ее образования (до 1 месяца, от 1 месяца до 1 года, от 1 года до 3-х лет, свыше 3 лет);

г) наличию и размеру обеспечения исполнения обязательств контрагентом по обязательствам (при наличии дебиторской задолженности);

д) наличию и размеру задолженностей, не возвращенных контрагентом по которым направлены исковые заявления в суд, из них присуждено судом (в том числе, по которым исполнительные листы направлены на принудительное взыскание в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а также наличие задолженности по которой принудительное взыскание приостановлено, исполнительный лист возвращен);

е) наличию и размеру задолженности по компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам (счет бюджетного учета 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат").

Дополнительно в отношении дебиторской задолженности, размер которой превышает сумму 300 млн. руб. по каждому принятому обязательству (государственному контракту), анализируется следующая информация:

а) дата возникновения обязательства по условиям контракта;

б) дата возникновения задолженности (дата оплаты аванса);

в) статус задолженности (просроченная/текущая);

г) причина возникновения задолженности (в структуре причин, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями).

Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационными описями (ф. 0504089) <1>, и Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее - Акт (ф. 0504835)).

--------------------------------

<1> Обращаем внимание, что в соответствии с Приказом N 52н, в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные).

К Акту (ф. 0504835), составленному по результатам проведенной инвентаризации, помимо Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), сформированной при выявлении расхождений, инвентаризационной комиссией учреждения составляются и прилагаются "Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам", содержащая информацию о состоянии дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, а также "Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам", составляемая при наличии дебиторской задолженности, размер которой превышает сумму 300 млн. руб. по каждому принятому обязательству, (Приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).

По результатам проведения инвентаризации расчетов по субсидиям, предоставляемым организациям в соответствии со статьей 78, 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дополнительно к Акту (ф. 0504835) формируется и прилагается Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (Приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям).

Информация о дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов), с указанием причин образования указанной задолженности и мер по ее сокращению подлежит представлению в Федеральное казначейство ежеквартально и ежегодно в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2015 N 1256 "Об организации работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета" по формам в соответствии с приложениями N N 1 - 3 к настоящим Методическим рекомендациям:

Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам;

Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам;

Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям, (далее вместе - Сведения).

Указанная информация подлежит раскрытию в составе раздела 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности" сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) (далее - Раздел 4 Пояснительной записки) дополнительно к информации, раскрываемой в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), предоставляемых главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС).

В Разделе 4 Пояснительной записки также приводится анализ эффективности принимаемых мер по минимизации дебиторской задолженности по расходам, предложения по повышению эффективности мер по минимизации дебиторской задолженности по расходам, иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации дебиторской задолженности и мерах по ее сокращению, не нашедшую отражения в указанных Сведениях.

Указанная сводная информация формируется ГРБС на основании информации предоставленной ГРБС его подведомственными распорядителями, получателями средств федерального бюджета.