4.1. Основные виды рисков

Осуществляя операции по управлению госдолгом, субъекты Российской Федерации сталкиваются с несколькими рисками. Глубокое понимание их содержания, а также владение навыками управления ими способно уберечь регионы от "скатывания" в состояние долговой неустойчивости.

Риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения накопленного долга и в результате будет вынужден использовать доходы бюджета для исполнения долговых обязательств. Значительная доля краткосрочных обязательств в структуре задолженности или неравномерный график погашения значительно повышают указанный риск. В той степени, в которой данный риск ограничивается риском не осуществить заимствования по приемлемым процентным ставкам, его можно считать разновидностью процентного риска.

Высокая волатильность процентных ставок также вынуждает субъекты Российской Федерации тщательно анализировать перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, поскольку, планируя осуществить новые заимствования, заемщик может столкнуться с ситуацией, когда кредиторы (коммерческие банки, инвесторы) будут не готовы предоставить новые кредиты (не покупать облигации новых выпусков). Как правило, такая ситуация возникает тогда, когда предлагаемые субъектом условия привлечения заемных средств не соответствуют рыночной конъюнктуре и кредитному риску заемщика.

Кроме того, риск рефинансирования тесно связан с выбором заемщиком инструмента заимствования, так как нередко субъекты ориентируются главным образом на текущую стоимость привлекаемых заемных средств. Как результат - недооценка заемщиками риска рефинансирования из-за существенной доли краткосрочного долга в общем объеме долговых обязательств субъектов. В 2007 - 2009 гг. многими заемщиками проводилась именно такая высокорискованная политика. Привлечение краткосрочных заимствований мотивировалось стремлением осуществить привлечение заемных средств по более низким процентным ставкам. Прямым результатом такой политики стал быстрый рост расходов на обслуживание госдолга, так как в самый тяжелый период финансового кризиса (конец 2008 г. - начало 2009 г.) процентные ставки резко возросли.

Наконец, последнее, что необходимо учитывать в контексте рассматриваемого вопроса. В целях оценки риска рефинансирования крайне важно на постоянной основе осуществлять мониторинг конъюнктуры долгового рынка, "накладывая" складывающиеся на нем тенденции на график погашения накопленных долговых обязательств.

Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов бюджета субъекта на обслуживание долга вследствие увеличения процентных ставок. Динамика последних непосредственно влияет на стоимость обслуживания как накопленного долга, так и новых заимствований, осуществляемых и в целях рефинансирования долговых обязательств и/или связанных с финансированием дефицита бюджета. Дополнительный риск возникает в том случае, если значительная часть задолженности обслуживается по переменной процентной ставке. Как следствие, краткосрочные долговые обязательства или обязательства с переменной ставкой должны рассматриваться как более рискованные, чем долгосрочные обязательства с фиксированной ставкой.

При управлении процентным риском важно учитывать следующее.

Осуществление заимствований в форме обязательств с переменной ставкой, в принципе, позволяет снизить риск рефинансирования. Однако, с другой стороны, значительная доля обязательств с переменной ставкой в общем объеме долга формирует высокий процентный риск для заемщика. Таким образом, при осуществлении заимствований в форме обязательств с переменной ставкой заемщикам следует исходить из необходимости сохранять такую структуру совокупного портфеля обязательств, которая позволяла бы поддерживать процентный риск на приемлемом уровне.

Важной характеристикой инструментов с переменной процентной ставкой является также периодичность установления новых значений этой ставки (частота процентных выплат). В условиях, когда управляющим госдолгом необходимо планировать бюджетные ассигнования на обслуживание долговых обязательств на ежегодной основе, для заемщиков предпочтительны инструменты с менее частой периодичностью выплат. Такие инструменты позволяют снизить волатильность расходов на обслуживание госдолга в течение финансового года.

Показателями, позволяющими оценивать процентный риск заемщика, являются дюрация портфеля обязательств, доля обязательств с переменной ставкой в общем объеме долга, а также периодичность установления новых значений переменной процентной ставки для данной категории долговых обязательств.

Валютный риск - вероятность повышения стоимости обслуживания долга из-за изменения валютного курса рубля. Такая ситуация возникает там и тогда, где и когда у субъекта имеются долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте (или индексируемые к иностранной валюте).

При осуществлении заимствований в иностранной валюте Российская Федерация решает особые задачи, характерные исключительно для суверенного заемщика. Речь, прежде всего, идет об установлении целевых ориентиров по стоимости заимствований в иностранной валюте для корпоративных эмитентов. Что же касается валютных заимствований субъектов, то опыт прошлых лет показал, что именно эта сфера требует повышенного внимания федеральных властей. К началу 2000 года в условиях отсутствия законодательных норм по ограничению внешних заимствований субъектов сумма их внешних долговых обязательств достигла критической величины, что потребовало введения моратория на государственные внешние заимствования субъектов. В результате, на более чем десятилетний период был наложен запрет на использование субъектами кредитов и займов, номинированных в иностранной валюте.

Легко представить себе те последствия, если указанные ограничения не вступили бы в силу. В результате произошедшего в 2014 г. падения курса российского рубля по отношению к резервным валютам, рублевый эквивалент валютных обязательств субъектов увеличился более чем на 70%. Для многих из субъектов, если не для большинства, бремя обслуживания валютных обязательств стало непосильным. В этой связи в качестве одной из мер антикризисной поддержки региональных бюджетов на федеральном уровне потребовалось принятие решений о заключении субъектами, имеющими валютные долговые обязательства, соглашений, предусматривающих дальнейшее исполнение этих обязательств по среднему номинальному курсу соответствующей иностранной валюты к российскому рублю за 2012 - 2014 годы. Таким образом, валютный риск, принятый в прошлом субъектами, материализовался в дополнительную нагрузку на федеральный бюджет.

В настоящее время требования к платежеспособности заемщиков, выходящих на международные рынки капитала, установлены на максимально высоком (суверенном) уровне. Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации внешние заимствования могут осуществляться только теми субъектами, которые имеют кредитные рейтинги от не менее чем двух международных рейтинговых агентств не ниже уровня аналогичных рейтингов, присвоенных Российской Федерации.

Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных субъектами порядков и процедур совершения заемных/долговых операций и других сделок, а также нарушения сотрудниками бюджетного законодательства, иных правил управления госдолгом, включая некомпетентность или ошибки персонала, сбоев или отказа используемых управляющим госдолгом учетно-расчетных, информационных и иных систем.

Операционный риск присущ всем типам финансовых операций. По этой причине в мировой практике управления государственным долгом вопрос минимизации операционных рисков относится к числу ключевых. Особенно сильно влияние операционного риска на виды деятельности, характеризующиеся значительными объемами, низкой степенью автоматизации, высокой частотой изменений, сложной системой технической поддержки, использованием устаревших информационных систем, оборудования, подходов к управлению.

Как правило, к операционным рискам, возникающим при осуществлении заимствований и управлении госдолгом, относятся:

- вероятность ошибок при разработке внутренних нормативных актов, нечеткие формулировки и некорректное оформление эмиссионной документации, кредитных соглашений и иных документов;

- вероятность человеческих ошибок (неправильная интерпретация поручений, искажения при передаче информации между сотрудниками, просчеты при определении объемов или условий размещения ценных бумаг, задержки в выполнении операций ввиду неоптимальности внутренних процедур и др.);

- риск поломок и нарушений в работе технических систем (сбои в электронных системах коммуникации, ошибки в программном обеспечении);

- вероятность нарушений в системе управления и внутреннего контроля (превышение лимитов принимаемых обязательств, осуществление операций с нарушением полномочий, неучет произошедших изменений, ошибки планирования и др.);

- вероятность мошеннических действий сотрудников, в том числе осуществления инсайдерских сделок или иных операций, чреватых нанесением ущерба бюджету субъекта.

В целях противодействия материализации операционного риска управляющие госдолгом полагаются на различные приемы и методы. В их числе, - утверждение квалификационных требований к занятому в сфере управления государственным долгом персоналу, использование четких положений, регламентов его деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, эффективных механизмов отчетности.