2. Цели управления государственным долгом
Для снижения рисков принятия необоснованных решений в ходе управления госдолгом, а также уменьшения степени неопределенности для инвесторов (кредиторов) в отношении планов и будущих действий заемщика важно четко сформулировать и публично зафиксировать средне- и долгосрочные цели управления долгом. Наличие подобных целей позволяет избегать принятия ошибочных решений, особенно в периоды рыночной нестабильности, и тем самым уменьшает риски, связанные, например, с формированием несбалансированной (по срокам, по инструментам и пр.) структуры долговых обязательств, и сдерживает рост стоимости государственных заимствований.
Цели, задачи и инструменты долговой политики отражаются в специально разрабатываемом стратегическом документе регионального уровня. Это могут быть т.н. "Основные направления государственной долговой политики..." (далее следует наименование субъекта). Данный документ подлежит утверждению региональным правительством. С определенной периодичностью (желательно, не реже одного раза в год) документ актуализируется, причем с учетом как финансового состояния субъекта, так и ориентиров, заложенных в Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации. "Основные направления государственной долговой политики..." - публично доступный документ.
Как правило, цели управления государственным долгом субъекта состоят в следующем: обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание госдолга, поддержание объема и структуры госдолга, исключающих неисполнение долговых обязательств, развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.
Как правило, управляющий долгом ориентирует свою деятельность на обеспечение способности региона исполнять свои долговые обязательства в условиях любой, в том числе самой неблагоприятной, макроэкономической и бюджетной ситуации, резкого ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке. При этом особое внимание уделяется осмотрительному управлению рисками, связанными с заимствованиями и госдолгом, формированию низкорискованной структуры долга, поскольку недостижение этих целей чревато тяжелыми последствиями в виде дефолта по государственному долгу, сопровождающегося и значительными по масштабам сопутствующими потерями и издержками: снижение доверия к заемщику, утрата способности осуществлять заимствования на благоприятных условиях, негативные социально-экономические последствия.
Еще одна цель управления госдолгом состоит в том, чтобы его уровень (по отношению к ВРП) и темпы роста не подрывали способность региона обслуживать задолженность при самых разных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках. Следует также стараться минимизировать в средне- и долгосрочной перспективе стоимость обслуживания долга, имея в виду, что некоторые операции, формально нацеленные на уменьшение расходов по обслуживанию долга (например, привлечение краткосрочных ресурсов вместо средне- и долгосрочных), сопряжены со значительными рисками для заемщика, поскольку могут ограничить его способность погашать или рефинансировать задолженность.
Особое место при определении целей управления госдолгом занимает мониторинг и оценка потенциальных рисков, возникающих при предоставлении государственных гарантий субъекта. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации такие гарантии учитываются в составе государственного долга субъекта, то есть непосредственно влияют на оценку кредиторами/инвесторами долговой устойчивости региона со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Немаловажное значение имеет и учет "настроений" и практик других, прежде всего, корпоративных заемщиков (эмитентов). В идеале речь может идти о координации графиков размещения облигаций субъектами, муниципальными образованиями и крупными региональными компаниями (банками). Как минимум, желательна диверсификация по времени предложения новых выпусков облигаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей