3. Разработка и проведение заемной/долговой политики субъекта Российской Федерации

Долговая политика субъекта является производной от бюджетной политики, формируемой на базе прогноза социально-экономического развития субъекта на очередной финансовый год и плановый период. По этой причине ее содержание определяется текущими особенностями развития экономики региона и Российской Федерации в целом. При разработке долговой политики субъекта анализируются и учитываются факторы, влияющие на размер дефицита регионального бюджета и, следовательно, потребность региона в заемном финансировании.

Замедление темпов экономического роста неизбежно ведет к сокращению доходов бюджета при сохранении обязательств субъекта в части выполнения социальных расходов. Это приводит к увеличению дефицита бюджета и необходимости определения и использования альтернативных источников его финансирования. Так, в консолидированных бюджетах субъектов существенную долю доходов составляют поступления по налогу на прибыль, динамика которых имеет высокую корреляцию с темпами роста как ВВП, так и ВРП.

Таким образом, стратегию управления госдолгом необходимо строить как с учетом различных сценариев развития экономики региона и ситуации на финансовом (долговом) рынке, так и оценки ожидаемого объема расходов на обслуживание госдолга и изменений значений долговых показателей. В условиях дестабилизации финансового рынка, когда наблюдается резкий рост процентных ставок, может быть применена и альтернативная краткосрочная стратегия привлечения финансирования за счет заимствований на менее длительные сроки.