4.2. Идентификация и количественная оценка рисков
Важнейшая задача управляющего госдолгом - своевременное выявление и оценка рисков, а основной "инструмент" - разработка долговой стратегии, позволяющей как обеспечить привлечение необходимых объемов заемных ресурсов, так и сохранить на приемлемом уровне принимаемые риски долгового портфеля. При этом универсального средства оценки такого уровня не существует. Возможным количественным критерием приемлемого уровня риска может служить предельная сумма дополнительных расходов по погашению и обслуживанию долга, возникающих в связи с материализацией присущих долговому портфелю рисков.
Для измерения рисков портфеля госдолга, корректной оценки стоимости его обслуживания используется система показателей, характеризующих долговую устойчивость региона. В самом общем смысле их набор призван оценить не только общее "долговое бремя", накладываемое на бюджет региона, но и текущую нагрузку, связанную с распределением во времени выплат по долгу.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены два базовых показателя долговой устойчивости:
(1) отношение объема государственного долга субъекта к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений;
(2) доля объема расходов на обслуживание госдолга субъекта в общем объеме расходов бюджета субъекта.
Однако, как показала практика, использование только двух указанных показателей не является достаточным для адекватной оценки долговой устойчивости региона. В дополнение к указанным целесообразно использовать более широкий набор показателей, включая следующие:
(1) отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта к общему объему налоговых, неналоговых доходов регионального бюджета и дотаций из бюджетов других уровней;
(2) доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга субъекта.
Показатель "отношение объема государственного долга субъекта к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений" отражает уровень общей долговой нагрузки на бюджет субъекта и является индикатором, характеризующим возможности субъекта погасить накопленный долг. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено предельное значение данного показателя на уровне 100% (для субъекта с существенной долей дотаций в консолидированном бюджете - 50%). Вместе с тем, субъектам рекомендуется поддерживать значение указанного показателя на уровне не более 50% (25% для высокодотационного субъекта).
Показатель "доля объема расходов на обслуживание госдолга субъекта в общем объеме расходов бюджета субъекта" характеризует способность субъекта обслуживать свои долговые обязательства без ущерба для других направлений расходов бюджета. Бюджетным кодексом Российской Федерации пороговое значение указанного показателя установлено на уровне 15%. Однако практика показала, что долговые проблемы у субъектов возникают и при более низких значениях данного показателя. В этой связи регионам рекомендуется ограничивать расходы на обслуживание долга на уровне не более 5% от общего объема расходов.
Показатель "отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта к общему объему налоговых, неналоговых доходов регионального бюджета и дотаций из бюджетов других уровней" характеризует уровень текущей долговой нагрузки на региональный бюджет. Чем выше этот показатель, тем меньшая доля собственных доходов остается у субъекта для финансирования социально-экономического развития региона. Рекомендуется придерживаться уровня указанного показателя не более 10 - 13%.
Показатель "доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации" характеризует степень подверженности долгового портфеля риску рефинансирования. Рекомендуется ограничивать долю таких обязательств на уровне не выше 15%.
Вместе с тем, следует учитывать, что использование лишь отдельно взятых показателей долговой устойчивости не позволит субъекту дать адекватную оценку состояния собственной долговой устойчивости. Опасные значения по одним из показателей могут сочетаться с вполне удовлетворительными по другим. В этой связи при оценке состояния долговой устойчивости необходимо оперировать всей совокупностью рекомендуемых показателей. При этом перечисленный их набор может дополняться иными индикаторами, применение которых, по мнению управляющего, оправдано в конкретных макроэкономических и социальных условиях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей