4.3. Управление рисками

В общем виде, деятельность управляющего рисками всегда ориентирована на минимизацию возможных издержек, возникающих при их материализации. По этой причине риски, присущие государственному долгу, подлежат тщательному контролю и оценке. В идеале, такие риски необходимо "устранять", например, путем изменения структуры долга. Однако на практике это сделать крайне трудно и зачастую невозможно из-за связанных с такими операциями издержек.

Как следствие, выявление рисков, оценка их величины, определение оптимального баланса "затраты/риски" и разработка предпочтительной стратегии управления рисками - важнейшие задачи управляющих долгом. В целях эффективного их решения учитываются финансовые, макроэкономические и бюджетные прогнозы, соотносимые с графиком предстоящих платежей по погашению и обслуживанию госдолга.

Для оценки степени подверженности накопленного долга рыночному риску, понимаемому как потенциальный рост бюджетных затрат на обслуживание долга, обусловленный действием различных рыночных факторов (отклонениями процентных ставок, обменных курсов и др.), целесообразно регулярно проводить стресс-тесты портфеля государственных долговых обязательств. Их цель - оценка способности регионального бюджета "противостоять" потенциальным экономическим и/или финансовым шокам. Как правило, такая оценка проводится путем построения различных финансово-экономических моделей: от самых простых сценариев развития экономической и долговой ситуаций до более сложных моделей, требующих применения современных методов экономико-математического моделирования. В то же время к использованию данных моделей следует подходить с известной осмотрительностью, т.к. недостаток исходной информации и погрешность расчетов могут существенно ограничивать полезность таких "построений", а полученные результаты - зависеть от сделанных допущений.

В целом, используемые в процессе анализа рисков методы финансово-экономического моделирования позволяют управляющим долгом достигать следующих результатов:

- прогнозировать будущие расходы по обслуживанию долга в средне- и долгосрочной перспективе, основываясь на допущениях относительно факторов, определяющих способность субъекта обслуживать долг, включая график погашения накопленного долга, процентную и валютную структуру долгового портфеля, прогнозы динамики процентных ставок и валютных курсов и др.;

- составлять характеристики т.н. "профиля долга", отражающего уровень риска по фактическому и прогнозируемому портфелю долговых обязательств и охватывающего такие показатели, как отношение краткосрочного долга к долгосрочным обязательствам, отношение объема долга в иностранной валюте к объему обязательств в национальной валюте, валютная структура долга, средний срок погашения (дюрация) долговых обязательств, наличие "пиков" платежей по долгу и др.;

- рассчитывать риск увеличения будущих расходов по долгу;

- количественно оценивать уровень издержек и рисков, присущих различным стратегиям управления портфелем долговых обязательств.

При наличии у субъекта доступа к рынку долгового капитала управляющие долгом имеют возможность следовать одной из двух альтернативных стратегий: (1) периодически определять желаемую структуру долга, исходя из которой впоследствии будут осуществляться новые выпуски долговых обязательств; (2) устанавливать целевые ориентиры, определяющие оптимальную структуру долга, в целях достижения которой будет вестись повседневное управление портфелем государственных долговых обязательств.

Таким образом, задача управляющего - постоянный мониторинг и оценка уровня принимаемых рисков, а также выработка мер по их минимизации. Основные меры по ее решению - контроль и планирование структуры портфеля долговых обязательств. В основе успешного прогнозирования рисков лежит аналитическая работа, мониторинг рыночной ситуации, прогнозирование движения процентных ставок и курсов валют.